В 2015 году Сергей Рахманин, руководитель отдела политики издания ЗН, а ныне депутат ВР от партии Голос, вместе с Владимиром Кравченко подробно анализировали данные опроса КМИС по вопросам сепаратизма, федерализма, децентрализации и т.п. проблемами для различных регионов Украины.
Недавно КМИС провел аналогичный опрос. Те же два автора
написали новый анализ применительно к Западным регионам Украины (кстати, авторы и КМИС и логнрида в ЗН прекрасно понимают, что понятие "Западная Украина" имеет смысл разве что в географическом смысле.
В плане культурном и социально политическом это четыре существенно разных региона: Закарпатье, Буковина, Галичина и Волынь. Они не просто различны - они сильно различны и рассматривать их нужно порознь.
В данном исследовании анлизировали только три первых региона - с точки зрения сепаратистских устремлений Волынь не слишком интересна - там подобных устремлений нет. А главный вопрос исследования был сформулирован так:
«Есть повод говорить об угрозе сепаратизма не только на Востоке, но и на Западе Украины? Есть ли реальные предпосылки для распада государства?»
Прежде всего поглядим на то какими получились результаты
Вот к каким выводам пришли авторы на основании приведенных данных а также других - ихтам очень много и я решил их не показывать
Несмотря на определенное сходство судеб, настроения в Галичине, на Буковине и Закарпатье не тождественны.
А в Черновицкой и особенно Закарпатской областях - резкий скачок сторонников децентрализма. Однако при этом на Закарпатье более либеральное, чем на Буковине, отношение к институту двойного гражданства. В Закарпатской области за бипатризм - 65% (из которых 40% категорически поддерживают такой шаг), в Черновицкой - 43,5%. На Буковине видят в легализации второго паспорта прямую угрозу сепаратизма и раскола -27,5% (и этот показатель вырос более чем на 17%), на Закарпатье - только 7%. Всего 2% закарпатцев считают второй паспорт прелюдией к «вливания» в Венгрию, а вот 15% буковинцев рассматривают «европаспортизацию» как первый шаг присоединения к Румынии. И это при том, что количество желающих «пойти на Запад» в этих областях сопоставимо.
Увеличение количества сторонников федерализации, отсоединения и присоединение к другим государствам - симптом того, что лозунг «Прочь от Киева» уже приобретает не только «вегетарианские» формы. И все больше граждан не считают нужным это скрывать.
Настроения населения, зафиксированные в ходе проведенного нами исследования, утверждают, что даже на Западе страны, своеобразном форпосте «соборности», не видят в децентрализации особой угрозы. Властвовать, разделяя - старый прием, и Москва может им воспользоваться, если Киев потеряет контроль над процессом разукрупнения государства.
Децентрализацию можно сравнить с ножом - им можно нарезать хлеб, а можно зарезать. Нельзя допустить попадания этого обоюдоострый инструмент в чужие руки.
Москва хочет получить контроль над раздробленной страной, окончательно превратив Киев из центра принятия решений в декоративную столицу декоративного государства. Кремлю не удалось добиться «особого статуса» для оккупированного Донбасса, сейчас он взял курс на «особый статус» для каждого региона.
Завершение процесса децентрализации может стать для Украины как первым шагом к будущему процветанию, так и первым шагом к будущему развала. Если центральная власть сумеет сохранить разумную меру контроля над регионами, если она перестанет быть руководящей, но сумеет стать направляющей силой, государство только укрепится. Если децентрализация превратит единую страну в союз удельных княжеств, ее дальнейшее существование в нынешних границах окажется под вопросом.
Таковы выводы авторов материала - и мне кажется что к ним стоит прислушаться