15 апреля в Шевченковском суде столицы полностью зачитали обвинительный акт и гражданские иски в деле, которым правоохранительные органы занимаются уже ровно четыре года.
Похоже, что в годовщину убийства суд выходит на финишную прямую. Впрочем, сказать, что "наконец выходит" трудно. Ведь единственными подозреваемыми в расследовании с множеством парадоксов и оставленных без всякого внимания версий до сих пор остаются двое ветеранов АТО - младший лейтенант Андрей Медведько и лейтенант Денис Полищук. Накануне возможного приговора
"Цензор.НЕТ" решил вспомнить слабые места обвинения и вопросы, которые остаются без ответа.
ДРУГИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УБИЙЦЫ
Даже если не учитывать озвученную в свое время СБУ версию о причастности к убийству российских спецслужб, в ходе расследования по непонятным причинам была проигнорирована целый ряд неоспоримых фактов.
Первый из них - показания свидетелей, которые были рядом с местом убийства и контактировали с потенциальными убийцами пророссийского журналиста. По описаниям этих свидетелей были составлены фотороботы.
Так, например, в самом начале расследования была допрошена продавец с киоске рядом с домом Бузины, которая рассказывала, что видела двух крепких мужчин. Они приехали на место на машине, которая фигурирует в материалах дела (темно-синий Ford Focus, который преступники оставили неподалеку от места убийства) и покупали у нее кофе. Одного из них она могла очень хорошо рассмотреть: это был человек, совершенно не похожий ни на Медведько, ни на Полищука.
Впрочем, атлетического 40-летнего брюнета и его друга правоохранительные органы даже не разыскивали. Лица этих людей не установлены.
Также следователям не показалось интересным то, что еще 17 апреля 2015 года, на следующий день после убийства, ответственность за смерть Олеся Бузины взяла на себя организация, которая представилась как "Украинская повстанческая армия".
Принимая на себя убийство Бузины, представители "УПА" также сообщили о своей причастности к "атентатам" экс-регионала Михаила Чечетова (по официальной версии - покончил с собой: выбросился из окна своей квартиры на 17 этаже 28 февраля 2015, оставив предсмертную записку), Александра Пеклушенко (умер 12 марта 2015 при загадочных обстоятельствах, возможно, совершил самоубийство), Станислава Мельника (по официальной версии, покончил жизнь самоубийством 9 марта 2015) и Олега Калашникова (был застрелен 15 апреля 2015). В подтверждение слов в электронном письме признании "УПА" были приведены факты, до этого неизвестные общественности: "Калашников был ликвидирован оружием калибра 7.65х17 и 9х18, сам он также успел сделать выстрел из своего оружия".
Советник главы МВД Антон Геращенко тогда не отрицал, что убийства Калашникова и Бузины действительно имели схожий почерк: "Могу сказать, что Олега Калашникова и Олеся Бузины убили из различного огнестрельного оружия, но почерк одинаковый. Оба ждали возле дома, оба убивали с контрольным выстрелом, по пять выстрелов, пять пуль попали в каждого из них".
Некая химерная на первый взгляд "УПА", на самом деле впервые упоминалась в сводках МВД еще во время Революции Достоинства, когда 24 января рядом с общежитием "Беркута" был застрелен старший прапорщик милиции. И на самом деле имела за собой вполне реальных людей: с ней, например, связывал себя Олег Мужчиль, друг Лесника, убит сотрудниками СБУ во время задержания 9 декабря 2015.
АЛИБИ, ДНК И ОРУЖИЕ
При рассмотрении дела свидетели под присягой сообщали о том, что в день, когда не стало Олеся Бузины, и Андрей Медведько, и Денис Полищук, вообще не были в Киеве. Как свидетельствовали собратья националистов, в частности киборг Дмитрий Вербич, оба подозреваемых в это время находились в зоне АТО.
Экспертизы ДНК проводили неуполномоченные лица - например, КОРД в медицинских халатах. Позже в суде было установлено, что это действие было незаконным. Кроме того, в деле до сих пор много неустановленных обстоятельствах. Не было установлено даже, из какого именно оружия убили Бузину.
МОТИВ убийства
Согласно обвинительному акту, на роль подозреваемого в убийстве Олеся Бузины подходит практически любой доброволец российско-украинской войны. В сформированном с помощью "экспертов" длинном выводу о мотивах речь идет исключительно о том, что Андрей Медведько и Денис Полищук воевали в составе добровольческих батальонов, в свое время баллотировались в органы власти от националистических структур (Медведько - от ВО "Свобода" в Киевсовет, Полищук - в народные депутаты от УНА-УНСО) ... А потому с покойным у них был "антагонизм взглядов".
ДАВЛЕНИЕ НА СЛЕДСТВИЕ
На первых этапах дела к ней имел отношение одиозный милиционер Василий Паскал, необходимостью "долюструваты" которого активисты серьезно озаботились буквально за пару недель до ареста Медведько и Полищука. По некоторым версиям, обвинения в адрес добровольцев стали его личной местью ребятам - как за стремление к люстрации, так и за предыдущие многочисленные «обрáзы». В зале суда даже
прозвучали соответствующие показания сотрудников МВД о мести Паскала.
Уже после отставки Паскала, которая стала следствием обнародования документов и проведения акций протеста, Медведько и Полищуку была изменена мера пресечения - на круглосуточный домашний арест. А потом дошло и до того, что и меры пресечения в обоих добровольцев давно нет.
Ход резонансного дела нередко напрямую зависел и от неосторожных заявлений Генпрокурора. Например, в мае 2017 года во время выступления в Верховной Раде Юрий Луценко на вопрос Опоблока о ходе расследования ответил, что "подозреваемые уже переведены в разряд обвиняемых" - на самом деле, обвинительного акта еще не было, и дело в суд передавать еще не планировали. Однако после заявления шефа подчиненные Луценко начали экстренно пытаться оправдать его надежды и в авральном режиме передали материалы - в том числе, оставив без внимания другие версии убийства, которые могли бы соответствовать действительности. Впоследствии, в июне 2018, Луценко имел неосторожность сказать, что дело уже слушают по существу. После этого суд решил действительно резко перейти к этому этапу.
Сейчас ход дела, слушание которого изрядно затягивалось несмотря на ходатайство защиты о непрерывности рассмотрения дела, неожиданно снова начали форсировать. Следующее заседание по нему состоится в день, в который добровольцам труда рассчитывать на пристальное внимание общественности к любым событиям в зале суда - на следующий день после выборов, 22 апреля.
Валерия Бурлакова, "Цензор.НЕТ"
Дело в высшей степени "тухлое".
Убитый обладал редким даром - возбуждать к себе личную неприязнь, доходящую до ненависти.
Потому среди "уважаемых людей" города Киева недоброжелателей Бузины можно было числить десятками. А язык у Бузины явно был слишком длинный.
Это создает определенные трудности следствия - потенциальных носителей мотивов куча, но до любого из них добраться весьма нелегко. И трудно избавиться от ощущения. что следствие пошло по пути наименьшего сопротивления - нашло козлов отпущения и повесило на них сенсационное убийство.
Я жду результатов суда. И надеюсь что хотя бы суд проявит минимальный интерес к установлению всех обстоятельств дела