Добровольное признание и сложность мира

Jan 31, 2019 16:08


Борис Акунин

Начитавшись документов, мемуаров, личной переписки и прочего, сделал тут глуповатое, но сильно меня поразившее открытие.

Вот я считаю, что самодержавие - историческая беда России, ее хроническая болезнь, от которой страна всё никак не излечится. Те, кто читал мою «Историю», знают, что к Романовым я отношусь, мягко говоря, без любви.

И вдруг, составляя сравнительный график идейно-психологической эволюции российских монархов, осознал, что все они, начиная с Екатерины II, очень ответственно и серьезно относились к своей миссии, работали на износ, были скромны, а то и аскетичны в быту, совсем не жестоки.

И искренне желали своему народу блага, но поколение за поколением расшибали себе лоб, будучи не в силах этого добиться. Они все, даже «василиск» Николай I и «бегемот» Александр III, теперь кажутся мне какими-то бабочками, бьющимися о стекло.

Самодержавие от этого я любить не стал, но картина мира стала еще сложней. Как и написание истории.

Я просто в восторге по двум причинам. И начну с большого.

Мир сложен. Этот тезис воспринимается человеческим мозгом с большим трудом, обычно к таким выводам приходят под конец жизни. И притом далеко не все, большинство предпочитает теплую ванну простых объяснений, приятных сказок и нас возвышающего обмана. Они только недоумевают, почему политики зарабатывают/воруют такие большие деньги, когда они полные дураки, пафосные ничтожества и явно глупее самого размышляющего субъекта.

Но мир на самом деле сложен, а политики дураками только притворяются. И Акунин сделал открытие парное философской максиме Гете.
Мефистофель о себе говорит Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла (а Воланд у Булгакова в этом плане еще ярче).

А Акунин обнаружил, что российские цари творили в общем-то зло, превратили Россию в тюрьму народов, а свой народ в один из самых бедных и обездоленных в Европе, и все это кончилось Красным колесом и многомиллионными жертвами.

Но - и именно это поразило Акунина - они своей стране и своему народу искренне желали добра и относились к нему намного, неизмеримо лучше, чем не только Сталин и Брежнев, но и неизмеримо лучше Путина и Порошенко.
И даже представить себе невозможно, царя едущего во время войны отдыхать на Мальдивы, Николай даже распорядился ввести бытовые ограничения для царской семьи.
И уж точно они не обворовывали свою страну миллиардами.

Романовы желали добра, а получился печальный итог их вековых усилий. Они оказались частью силы той, что без числа творила зло, желая добра. Такой получился странный вывод истории, такой вот Мефистофель наоборот.

А теперь второе. В процессе написания своей истории Акунин узнал очень много о Романовых. И Акунин числится либерастом и врагом "настоящей России" -тут у меня не одни только Фарнабаз это утверждал. А Путин молодец, хотя все-таки маловато убил украинцев, убил бы больше - был бы совсем молодец.

И вот этот гнилой либерал, бежавший из России, делает открытие, идущее вразрез с его идеологической установкой (как ее себе представляют настоящие патриоты России).

Тут он делает вещь, для них непостижимую - он публично в этом признается.
А прямо у нас под носом фанаты Порошенко/Тимошенко/Ющенко/Путина - будут с пеной на губах доказывать: нет, дважды два - восемь - нет, девять!

Но признать что их избранник просто сволочь, мерзавец, - тут никакие факты на них не подействуют. Настоящие бойцы интернета ошибок не совершают и уж точно никогда в них не признаются.

Более того - они не верят, что такое вообще бывает. Тем более, что никто Акунина за руку не ловил и к признаниям и извинениям не принуждал.
А он взял и сам признался.

Вещь, непостижимая для сетевого ума

сложность, Акунин

Previous post Next post
Up