Выслушивая обвинения в русофобии, а мне их выслушивать приходится регулярно, я стараюсь не отвечать. Но изредка напоминаю, что мои суждения о русском народе основаны прежде всего на тех ответах, которые дают сами россияне своим же, российским социологам.
И в порядке подтверждения того, что мои высказывания высосаны не из эмоциональной ненависти к русским, а из их же ответов и оценок своей собственной жизни, предлагаю познакомиться с
материалом из РБК; в нем приведены результаты опросов и комментарии российских социологов к этим данным.
Гордость за Победу и Крым
Социологи Левада-центра представили итоги проведенного в ноябре-декабре прошлого года опроса, посвященного проблеме национальной идентификации россиян (есть у РБК). В первую очередь с мыслью о своем народе у россиян ассоциируются общие история и прошлое (53%; год назад 46%), территория (35%), место рождения (33%), природа (25%) и государство (22%).
Несмотря на резонанс вокруг создания автокефальной церкви на Украине, место религии в национальной идентификации незначительно - всего 9% опрошенных при мыслях о своем народе вспоминают о вере. Даже у воцерковленных респондентов религиозный фактор не вошел в первую пятерку ответов.
Когда речь заходит о гордости за страну, то россияне в основном связывают ее с событиями из истории - победой в Великой Отечественной войне (87%), освоением космоса (50%), великой русской литературой (40%), достижениями науки (37%). Из современных событий, за которые опрошенные испытывают чувство гордости, значится возвращение Крыма в Россию (45%, третье место).
Обращение к прошлому происходит, когда недостаточно оснований для гордости в настоящем, прокомментировала РБК результаты опроса социолог Левада-центра Карина Пипия. На уровне государства обращение к прошлому характеризуется поиском национальной идеи, а на бытовом - в наклейках на автомобили с надписями «1941-1945: можем повторить», отмечает она. Социолог указывает, что национальная гордость в России сильно привязана к советским временам и ключевым достижениям того периода.
«Отсюда и стыд за то, что развалили такое государство, особенно среди старших поколений, - объясняет Пипия. - Современной позитивной и коллективно разделяемой идеи, вокруг которой могло бы солидаризироваться фрагментированное российской общество, без обращения к прошлому и истории в настоящее время нет».
Стыд за бедность и распад СССР
А вот чувство стыда у россиян, напротив, связано в основном с настоящим: почти две трети респондентов (61%; годом ранее 54%) огорчены «вечной бедностью и неустроенностью», в которой исторически живет «великий народ»; их смущают также грубость нравов, хамство, неуважение людей друг к другу (37%; рост с 24%) и отставание от Запада (24%).
В первую тройку явлений, за которые россиянам стыдно, вошел и распад СССР. За год на 12% (с 33 до 45%) выросло число респондентов, стыдящихся этого события.
Рост числа ответов на вопросы о стыдных моментах в истории указывает на большую рационализацию мнения россиян о том, кто мы есть и что нам нравится и не нравится, полагает Пипия. Эту тенденцию она связывает с недовольством респондентов пенсионной реформой, страхом безработицы, снижением доходов и т.д. В отличие от чувства гордости, обращенного преимущественно в прошлое, чувство стыда сфокусировано на настоящем. «Проблема бедности становится для населения все актуальнее, а проблема межличностного недоверия в постсоветском обществе сохраняется», - резюмировала эксперт.
Стремление к величию
Левада-центр исследовал одно из оснований для национальной идентичности - представление респондентов, согласно которому Россия является великой державой. Доля сторонников этого мнения продолжает расти, и в ноябре 2018 года она достигла 75% (против 72% в прошлом году). В частности, на 7 п.п. выросла доля опрошенных, определенно считающих страну великой. Среди респондентов 62% считают русских великим народом с особым местом в истории и 88% согласны с тем, что Россия должна сохранить за собой роль великой державы.
С 2000 года возвращение России статуса великой и уважаемой державы всегда было главным ожиданием от главы государства, отмечают в Левада-центре. Согласие с мнением о великодержавности России зависит от удовлетворенности делами в настоящем. Среди тех опрошенных, кто считал, что дела в стране идут в правильном направлении, суммарный уровень согласия с утверждением, что Россия - великая держава, составил 89%. Среди сторонников позиции, что страна движется по неверному пути, таковых было на 29 п.п. меньше.
В мае 2018 года социологи ВЦИОМа опрашивали россиян, станет ли Россия великой в течение 15-20 лет. Почти половина опрошенных (49%) заявили, что страна уже является великой державой, более трети выразили надежду, что она войдет в число ведущих государств мира в ближайшие 15-20 лет, не согласны с этим только 11%. Респонденты считали, что сильной Россию в глазах остального мира делают боеспособная и хорошо вооруженная армия (26%), сила воли и дух народа (22%), хороший и сильный президент (17%).
Политолог Николай Миронов считает, что в понятие великой державы респонденты могут вкладывать свои надежды на лучшее будущее страны. По его мнению, респондентам уже недостаточно внешних успехов России, они ждут хороший и стабильный уровень жизни.
«Чем беднее люди, тем больше в их сознании диссонанс. И в пропаганде относительно внешней политики россияне чувствуют подвох: если мы такие великие, то почему от нас отвернулись многие страны, а другие мало дорожат нашей дружбой? - поясняет Миронов. - Конфликт с Белоруссией, странная история с Курильскими островами наводят на мысль, что Россию, может быть, не так и уважают и что многое еще надо сделать, чтобы реально восстановить величие».
Вот перед нами объективная картина на сегодня. Россияне считают что они великие, величие России для общества очень большая ценность, главным признаком величия они считают мощную армию. А также свою мощную волю и силу личности главы державы.
Для подтверждения мощи своей армии - и это следует из других обзоров русским периодически необходимо как раз делать то, от чего их предостерегал Шафаревич: безнаказанно нападать и бить слабых и беззащитных. Именно так понимается величие. И именно в этом русские периодически находят подтверждения своего величия: скачки популярности власти и общего духовного подъема после вторжения в Грузию и аннексии Крыма тому наглядное подтверждение.
То. что при этом нападают на беззащитных и дружественно настроенных, что при этом как в случае Украины совершается попрание всех законов и предательство своих же обещаний и "братьев" (а Путин по сей день обожает говорить о "братском народе") никого в России не смущает. Видимо вероломство предательство и попрание законов - вполне укладываются в русское понимание величия (см. данные опросов - Крым и сегодян второе по важности позитивное событие после победы в 1945-м).
При этом моральные ценности, церковные вопросы и даже собственное благополучие - отступают перед мощью армии и величием вождя.
Но я именно это и утверждаю о русской системе ценностей - так причем тут "русофобия"?