Анатолий Стреляный Вот для примера одна из самых оригинальных вроде-утопий последнего времени. Исходит она, как и положено всякой утопии, из уверенности: то, что есть, никуда не годится. Страна из-за бездарного и безответственного поведения высшего руководства и ошалевшей от легких денег знати находится, мол, в аховом положении. Лучше всего было бы эту банду сменить, посадив и раскулачив, но какое-то время можно, при желании настоящих патриотов, продержаться и с этим режимом. Надо только уяснить несколько не таких уж сложных вещей. Что это за вещи?
Запад никогда России добра не желал, не желает и не будет желать, и вообще он нам не указ, мы пойдем своим путем. Не надо больше обращать внимание ни на нефтяные цены - пусть себе падают, ничего не поделаешь, ни на падение рубля - пусть и он падает, так, значит, легла карта. Надо сильно урезать бюджетные расходы, сократить миллионы паразитов - всех этих чиновников, охранников и ментов. И, не медля ни минуты, начать жить по средствам: резко сократить потребление, вплоть до того, что садиться на хлеб и воду, памятуя, что без хлеба нас никогда не оставят. Людей надо чем-то отвлечь от кино и виртуала, лучше всего индустриализацией. То есть вплотную заняться, наконец, восстановлением и созданием отечественной промышленности с опорой на собственные силы.
И главное: строить свою, русскую цивилизацию - не потребительское общество на западный манер, а общество людей с умеренными разумными потребностями, людей, которые видят смысл жизни не в прибылях, не в том, чтобы жить легко и красиво, а в том, чтобы жить по заповедям Божьим. В этом случае наступит момент, когда Западу ничего не останется, как завидовать России и, может быть, даже брать с нее пример, как уже было: нечего робеть об этом говорить - не секрет, что некоторые достижения социализма были использованы капитализмом. Конечно, на сей раз не должно строить социализм, но и не капитализм, а что-то третье. Пусть будет частная собственность, рыночные отношения, конкуренция, но под управлением и надзором государства, толкающего все процессы в стране к одной цели: правильной жизни по заповедям, без распущенности, без всего того, что народ вкладывает в меткие слова Гейропа и Пиндосия.
Ключевое в этой утопии - неприятие двух зол: 1) Запада с его демократическим капитализмом и компьютерным разгулом, 2) путинизма как антинародного режима. И расчет на два добра: 1) на решительное усиление роли государства почти до советского предела, 2) на теплое, если вспомнить слово Льва Толстого, патриотическое чувство.
Ясно, что Россия, какой она выглядит в этом наброске (то есть восставшая одновременно и против Запада, и против путинизма), не может состояться на демократических началах. Только принуждение и манипуляции.
В данном же случае есть и отчаяние. Отчаяние русского националиста-антизападника. Он видит, что все идет плохо и не туда, он ждет и ждет, что власть возьмется за ум - естественно, за его ум, а она не обращает на него внимания. И тогда он решает перехватить руль на себя - перехватить хотя бы мысленно, нарисуем - будем жить. Так они и рождаются, вроде-утопии наших дней, тем более что нет-нет да и блеснет для них луч надежды.
Тут Стреляный рисует утопию русских националистов. Мечтающих о государстве русских и для русских православном и антизападном.
В чистом виде в верхах так не думает никто. Однако элементы подобного мировоззрения вполне отчетливо слышны и у Путина, у Медведева в заметно меньшей степени.
И это мировоззрение безнадежно именно потому что оно реакционно: оно видит свет в прошлом.
Наш мир меняется необычайно стремительно, и эта тенденция никуда не исчезнет, в ближайшие десятилетия просто с гарантией. Мир не будет двигаться назад, это вообще невозможно.
Но вот мечты вроде изложенных выше - в российском сознании есть. Они порождены маниловским виденьем о патриархальном мире и ладе среди общего нестроения: с нетронутой природой, неспешной жизнью и деревянной церквушкой на холме.
Можно мечтать и о другом варианте прошлого: в буднях великих строек, здравствуй, страна героев...
Энтузиазм из кино режиссера Александрова с Любовью Орловой. И мы опять строим Великую страну.
И это точно такая же сказка, как сусально-церковная Русь картин Нестерова. Это мечта о золотом веке, который в прошлом - но назад возврата нет.
Это очень плохо, когда реальную политику начинают видеть сказкой.
Политика - искусство возможного. В сказке героя спрыснут живой водой - и он оживает. А киногерой подымается после ударов, которые должны были ему разрушить все жизненно важные органы.
А вот в реальности герои не оживают. И страны тоже могут не воскреснуть.
И когда первое лицо начинает рассуждать о том, что все русские попадут в рай - это очень плохой симптом.