Редактор сайта
СЕРГЕЙ СИДОРЕНКО рассказывает об итогах миланской встречи министров индел стран-членов ОБСЕ в Милане
Миланский "министериал" стал местом хороших новостей для Украины. Несмотря на все попытки российского МИД, несмотря на массированный десант российских СМИ, несмотря на то, что российский министр Лавров пробыл на встрече едва ли не дольше всех министров - Россия не избежала изоляции.
Российский десант
В четверг утром в центре аккредитации ОБСЕ почти не было людей, только раз в несколько минут заходили один-два журналиста. Но в какой-то момент, когда автор этих строк как раз завершил оформление своего пропуска на встречу министров иностранных дел, комнату вдруг заполнила толпа русскоязычных людей. Объяснение оказалось простым: перед входом в здание в центре итальянского Милана стоял автобус, на лобовом стекле которого была прикреплена большая надпись кириллицей: "СМИ".
А позже, в пресс-центре министерской встречи, русский язык был слышен даже чаще, чем английский или итальянский.
Россию очень интересовало лояльное освещение событий в Милане в своих медиа - от "Интерфакса" до откровенно пропагандистского телеканала "Звезда" или сайта News-front. Снимать им тоже было что. К примеру, в Милан в качестве "общественного активиста" привезли и аккредитовали Елену Бережную, мать бывшей депутатки-регионалки Ирины Бережной. На мероприятии для российских СМИ она делилась впечатлениями об "украинских фашистах", якобы виновных в гибели в автокатастрофе ее дочери, которая "входила в топ-10 украинских политиков".
На "общественном" форуме ОБСЕ, который проходил параллельно с "дипломатическим", украинцы были значительно менее активными, чем россияне. Главный упор Киев сделал на последнюю составляющую.
Конец "зеленых человечков"
В четверг произошло событие, беспрецедентное для встреч ОБСЕ.
Вечером, когда большинство министров еще были в Милане, а в зале продолжались последние выступления национальных делегаций, рядом с "министерским" залом началась еще одна, отдельная встреча. Ее соорганизаторами, наряду с Украиной, стали еще 10 государств-членов ОБСЕ - США, Канада, Дания, Швеция и восточноевропейские Польша, Румыния, Литва, Латвия, Эстония и Грузия. Тема заседания - действия России по милитаризации Крыма, Азовского и Черного морей.
Большой зал был полон. На уровне ниже министра или главы национальной делегации в ней приняли участие и ряд других государств. Пришли ли туда и российские дипломаты - неизвестно, но если и так, то новости их точно не удивили.
Поддержка Украины со стороны участников мероприятия была безусловной.
Одной из самых ярких, несомненно, стала речь министра иностранных дел Канады Христи Фриланд.
Повторив по-английски позицию канадского правительства о том, что агрессия РФ на море недопустима, что Россия должна немедленно освободить пленных моряков, захваченные суда и т.д., министр извинилась перед всеми присутствующими иностранными дипломатами за то, что будет говорить на непонятном им языке - и перешла на украинский.
"Я знаю, что здесь есть журналисты из Украины, и хочу обратиться через них ко всем украинцам. Я хочу, чтобы вы знали, что у вас есть поддержка. Мир вас поддерживает и не оставит", - сказала она.
Отдельного внимания заслуживает речь главы американской делегации, помощника госсекретаря Вэсса Митчела. Он снял все сомнения: у США сейчас нет никаких колебаний по поводу поддержки Украины в контексте нападения россиян на Черном море.
Митчел отдельно подчеркнул, что претензии "к обеим сторонам", которые звучат от отдельных мировых игроков, некорректны, поскольку Украина не несет ответственности за эти события: "Украина даже не открывала огонь. Это не та ситуация, когда можно обвинять две стороны. Виновата одна сторона, и это - Россия". "Россия обвинила украинских моряков в незаконном пересечении границы РФ. Это обвинение поражает, ведь Крым - это Украина. По сути, РФ обвиняет украинских моряков в пересечении украинской границы!" - добавил топ-представитель Госдепа.
А польский министр Яцек Чапутович добавил, что атака на украинские корабли, да еще и в нейтральных водах, изменила юридическую картину. Заверения России, что она не причастна к агрессии против Украины, отныне теряют смысл. "Теперь Россия не может говорить, что она не является стороной конфликта. Теперь они не могут спрятаться за какими-то "зелеными человечками", - отметил министр.
Но еще важнее то, что Россию критиковали не только на "Украинской панели". Та же тональность была и на общей встрече министров ОБСЕ. При этом ни одно государство не встало на защиту россиян.
И США, и Польша, и тем более балтийцы, да и многие другие европейские государства, вплоть до Ирландии, отметили, что считают неприемлемыми действия России, связанные с блокадой Азова и/или нападением на украинские корабли.
Даже верные друзья РФ, обычно поддерживающие ее в международных организациях - Армения и Сербия, в выступлениях на министерском заседании не сказали ни слова в защиту россиян.
Четыре лошадки для ОБСЕ
Еще в четверг утром, после первых встреч, Лавров не скрывал раздражения. Повторив известные тезисы о "перевороте в Украине" и "героизации нацизма", российский министр пожаловался коллегам на "нелегитимные санкции", которые вредят его доверию к Западу. В пятницу риторика не изменилась. Журналисты снова услышали о том, что "Евросоюз находится в плену русофобского меньшинства", рассказы о нелегитимной власти в Украине и о том, что Крым пришлось аннексировать, чтобы спасти его от "одного из лидеров Майдана Дмитрия Яроша".
Но главное - то, что Лавров подтвердил изоляцию России и давление на нее со стороны всех западных партнеров.
По его словам, украинский вопрос поднимали все западные коллеги, с которыми он встречался. "Это стало неким ритуалом - какая бы тема ни обсуждалась, говорить об Украине", - пожаловался журналистам российский дипломат.Он, в частности, сообщил, что другие государства ОБСЕ "зарубили" все документы, предложенные к принятию российской стороной.
Таких документов от России поступило четыре, уточнил российский дипломат. Речь идет о проектах совместных решений ОБСЕ о:
- борьбе с терроризмом;
- борьбе с наркотрафиком;
- свободном доступе медиа к информации;
- защите языковых и образовательных прав национальных меньшинств.
Эти документы не выносились на голосование - их отклонили еще до министерской встречи как наперед неприемлемые. Но не "просто потому, что их предложила Россия", как убеждал журналистов Сергей Лавров - а потому, что этими документами Россия пыталась завести "троянских коней" в организацию. "Европейская правда" смогла ознакомиться с содержанием проектов и убедилась в этом.
Свобода дезинформации
Одно из стратегических поражений России в гибридной войне с Украиной и Европой - это то, что машина российской пропаганды, несмотря на вложенные в нее средства, так и не превратилась в респектабельное медиа. Да, Russia Today работает, и порой успешно - но все больше европейских правительств публично отмечают, что считают этот холдинг рупором пропаганды, а кое-где российские "журналисты" даже столкнулись с ограничениями, например во Франции и странах Балтии.
Для России это - насущная проблема.
Сергей Лавров на пресс-конференции в Милане публично признал, что считает одним из ключевых вызовов, стоящих перед его государством, "распространенную в Европе практику отсеивания тех СМИ, которые не соответствуют мейнстриму".
Побороть эту проблему должно было помочь решение, проект которого написали и предложили - если верить официальным документам ОБСЕ - дипломаты из Казахстана при поддержке российской и таджикской делегаций (правда, Лавров в Милане разрушил эту легенду - он заявил на пресс-конференции, что этот документ готовила Россия, даже не вспомнив о казахском соавторстве).
В решениях ОБСЕ обычно не фокусируются на проблемах конкретных стран и организаций, так что и в этом документе не было ни одного упоминания о RT, Russia24 или Sputnik, но было хорошо заметно, что решение имеет целью помочь именно российским государственным СМИ, в том числе - требовать их разблокирования в Украине. И не только.
Государствам-членам ОБСЕ, в частности, предложили признать как непреложный доказанный факт, что у Европы возникли проблемы нового типа, которые угрожают свободному доступу к информации.
Чтобы обеспечить представителям российской пропаганды больше гарантий прав, МИД РФ предложил дать новые поручения спецпредставителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (сейчас эту должность занимает Арлем Дезир, в прошлом году это была Дуня Миятович).
Проект решения содержал, в частности, указание "поручить спецпредставителю наблюдать за фактами, когда медиа ограничивают в доступе к зарубежным службам информации или лишают права на работу, или когда журналистам безосновательно отказывают во въезде в любое государство-член ОБСЕ или лишают права оставаться в кране для выполнения профессиональных обязанностей".
ОБСЕ, конечно, не может заставить Украину изменить решение о запрете российского вещания или недопуске российских пропагандистов, но принятие такого решения все же создало бы для нас немало проблем (в том числе когда мы требуем от других соблюдения международных норм). Но, к счастью, этот документ просто не имел шансов на принятие, в ОБСЕ даже не вынесли его на обсуждение на министерской встрече.
Да, ОБСЕ это организация для разговоров, а не для принятия решений.
Да, никаких новых санкций против России Европа вводить не хочет, в лучшем случае введут ограничения против азовских портов России.
Все это так. А вот атмосфера по сравнению с 14 годом изменилась кардинально. И предложения России не хотят даже рассматривать - такое еще недавно нельзя было даже себе представить. Европа отказалась считать происходящее в постсоветских республиках событиями "на заднем дворе России" - а ведь в 2008-м такой подход вообще доминировал.
И Россия медленно но неуклонно ухудшает свою репутацию. А
Европарламент принимает постановление против СП-2. Несмотря на все сложности процессов в ЕС, Европа неуклонно движется в направлении "от России" - и даже русские деньги уже не являются универсальной отмычкой.
Более того - растет стремление вообще от них отказаться. как уже сделал Лондон. И как весьма вероятно скоро сделает и Вашингтон.
Так что крупной перемогой это не является, но это все серьезные маркеры, обозначающие серьезную перемену в общей атмосфере.