"Я еще в 2015 году говорил - нам надо расходиться. Но приходил Вадик Новинский и говорил: ребята, откиньте гордыню, мы должны быть одним целым. Вот и получили нож в спину", - тоном не то философа, не может проповедника раздражается один из членов "Оппозиционного блока" группы Рината Ахметова.
Такую эмоциональную реакцию собеседника УП в ахметовском "крыле" вызвало
объединение одного из руководителей фракции Юрия Бойко с лидером партии "За жизнь" Вадимом Рабиновичем в "Оппозиционную платформу «За жизнь»".
За этим союзом стоит вовсе не Бойко и даже не Рабинович, а бывший глава администрации Януковича Сергей Левочкин и кум Владимира Путина Виктор Медведчук. Их цель - совместное участие в президентских и парламентских выборах.
Договоренность Левочкина с Медведчуком выглядит так: Бойко идет в президенты, а Рабинович возглавит список объединенной оппозиционной силы на выборах в Верховную Раду.
Согласно последним
социологическим исследованиям, уровень поддержки Бойко колеблется в районе 8-9% среди тех, кто определился с выбором, за Рабиновича готовы голосовали примерно 4%. То есть даже сейчас, активного начала избирательной гонки их кандидат теоретически может претендовать на выход во второй тур президентских выборов.
Но есть одно но.
И это «но» носит конкретное имя - Ринат Ахметов.В начале ноября группа Ахметова в "Оппозиционном блоке" вышла из переговоров об объединении, потому что категорически не хотела видеть Бойко кандидатом в президенты.
Юрий Бойко
"Мы последовательные сторонники консолидации оппозиционных сил и выдвижение единого кандидата в президенты - но способного побеждать на выборах, а не кандидата, который является подстилкой для нынешней власти" , - не совсем деликатно намекнул на Бойко соруководитель партии "ОБ" Борис Колесников, давний партнер Ахметова в ОБ.
За последние несколько лет у группы Ахметова собралось много бизнес и политических претензий к группе Дмитрия Фирташа и Левочкина. Но именно договоренность Бойко с Рабиновичем без "ахметовцев" может привести к окончательному расколу в строках экс-регионалов.
"Украинская правда" выясняла, почему рассорились руководители "Оппозиционного блока" и чем этот конфликт может закончиться.
Вадим Рабинович
Еще весной Сергей Левочкин
нашел группу политтехнологов, перед которыми поставлена задача максимально «накачать» рейтинги Юрия Бойко. Левочкин считал, что высокие рейтинги помогут ему уговорить всех пророссийских "оппозиционеров" поддержать Бойко на президентских выборах.
Сергей Левочкин
Медведчука проект заинтересовал как средство вернуть себе реальное политическое влияние в Украине.
Единственный, кого идея переговоров не увлекала, был Ахметов. У него давние давние непростые отношения с Дмитрием Фирташем, который вместе с Левочкиным контролирует другое крыло "Оппозиционного блока". Как утверждают депутаты в окружении Ахметова, олигарх обвиняет Фирташа в аресте его имущества на 820 млн долларов зимой этого года. Под ограничениями оказалась даже всемирно известная квартира Ахметова в Лондоне, которая стоит 221 млн долларов.
Ринат Ахметов
Но даже несмотря на это, крыло Ахметова все равно вступило в диалог об объединении. Переговоры вели три группы: Левочкин-Бойко, Медведчук-Рабинович и Колесников-Новинский.
Левочкин и Рабинович упорно воевали между собой больше года. Они выливали грязь друг на друга, применяли
черный пиар в СМИ , а также носили заявления
друг на друга в НАБУ.
По словам источников УП, переговоры сразу зашли в тупик и оставались в таком состоянии до сентября. Все это время экс-глава АП и депутат-шоумен не могли найти компромисс.
"Они тупо не шли на уступки друг другу. Когда Сергей с Вадиком уже более-менее помирились, они еще несколько дней не могли договориться, кто первым выйдет в публичность. Вадик плюнул и написал пост в Facebook с призывом об объединении", - вспоминает коллизии переговоров один из их участников.
Хотя участники переговоров понимали, что главные претенденты - Бойко и Рабинович, звучали и другие фамилии. Например, Александр Вилкул, Вадим Новинский, которые ориентируются на Ахметова, и Евгений Мураев, который на тот момент еще оставался в партии "За жизнь". Единого кандидата должны были выбрать простым путем - у кого будет самая поддержка состоянию на 15 декабря, то и кандидат.
Но в какой-то момент переговоров Новинский с Колесниковым пригрозили, что их группа будет поддерживать объединение оппозиционеров только при условии, если кандидатом в президенты станет не Бойко, а кто-то другой.
Впоследствии Колесников с Новинским предложили Медведчуку с Левочкиным выдвинуть в президенты не Бойко, Рабиновича или Вилкула, а политика местного уровня, который пользуется авторитетом в промышленных кругах.
"Мы спрашиваем: а кого конкретно вы имеете в виду? Они говорят - мэра Запорожья, или мэра Мариуполя. Медведчук сорвался: "фамилии назовите". А они даже фамилий не знали. Витя рассвирепел ", - пересказывает споры на переговорах собеседник из окружения кума Путина.
Виктор Медведчук
В начале ноября группа Ахметова решила вообще взять паузу в переговорах.
"Куда так спешить? Мы что не понимаем, что они на наших плечах вместе с Медведчуком хотят в парламент зайти?", - раздраженно объясняет решение своей группы собеседник из окружения Ахметова.
После такого демарша Левочкин-Бойко и кум Путина с Рабиновичем начали действовать самостоятельно, не оглядываясь на ахметовцев. Уже через несколько дней Бойко вместе с Рабиновичем подписывали соглашение о создании совместной платформы в стенах Рады, и жали руки, словно лучшие друзья.
Ахметовцы это восприняли как попытку давления.
На протяжении всего своего существования "Оппозиционный блок" перманентно оказывается на грани раскола.
В 2016 году партия
уже была в шаге от развода. Как известно, партия и фракция "ОБ" разделена на два больших крыла - большая часть ориентируется на Ахметова, несколько меньше - на Фирташа и Левочкина. Еще три человека фракции - Тарас Козак, Нестор Шуфрич и Василий Нимченко - находятся в орбите Медведчука.
Теперь медведчуки демонстративно показывают группе Ахметова, что могут обойтись и без них. Но и у олигарха есть несколько причин игнорировать "Оппозиционная платформу «За жизнь»".
Во-первых, объединение с Левочкиным и Медведчуком предусматривает равное распределение голосов в руководстве партии на троих. Фактически Ахметову предлагают потерять контроль над партией и стать лишь одним из партнеров, а не главным.
Во-вторых, поддержка Бойко кандидатом в президенты означает явное повышение влияния группы Фирташа, с которым у Ахметова, мягко говоря, не очень дружественные отношения. А для чего работать на конкурентов, когда можно поработать на себя?
И третье - своим выходом из переговоров олигарх сохраняет партнерские отношения с президентом Петром Порошенко в схеме расчета тарифов за электроэнергию "Роттердам +".
Очевидно, что для Порошенко Бойко довольно удобный спарринг-партнер во втором туре выборов. Однако если учитывать социологические исследования, если на электоральном поле бывших регионалов будет один единственный кандидат, то президент может оказаться за бортом второго тура. Поэтому президенту выгодно, чтобы в марте 2019 баллотировались и Александр Вилкул, и Евгений Мураев, и другие возможные оппозиционные лидеры. Т.е., организовывая раскол на региональном фланге, Ахметов действует вполне в духе интересов Порошенко
Параллельно как вариант "Б" Ахметов сохраняет хорошие отношения с Юлией Тимошенко, которую олигарх будет поддерживать, когда ему это станет выгодно.
"Мы - против кулуарных переговоров и непонятных договорняков. Есть устав партии, согласно которому мы должны созвать политсовет, провести съезд, впоследствии поддержать кандидата. Все должно быть публично", - разъясняет позицию группы Ахметова один из членов ее команды.
В этих словах спрятана маленькая хитрость, ведь крупнейшие региональные структуры "Оппозиционного блока" ориентируются на владельца СКМ, где находятся его предприятия. То есть скорее всего партия поддержит ту кандидатуру, которая будет по душе Ахметову.
Но олигархи народ прагматичный, и от примирения с партнерами никто категорически отказываться не будет. Достижения мира всегда возможно. Вопрос лишь на каких условиях.
Роман Кравец, УП Роман Кравец из УП хочет стать новой Соней Кошкиной, и по части объема текста он уже вполне может с ней конкурировать. Хотя на мой взгляд, пока что возможности у него заметно более скромные - это первый вывод из материала.
Второе очевидно: вместо партии "За жизнь Рабиновича" возникла платформа "За жизнь Рабиновича с Бойко", реальным владельцем которой является Путин, а управляющим - Медведчук.
Ахметов всю свою бизнес и политическую историю был достаточно антироссийским, по каковой причине один экономист назвал Ахметова "главным патриотом Украины". Он остается верным себе и сегодня и не спешит в союз с Путиным, мне кажется, что тут настороженность будет сохраняться.
И если для Путина-Медведчука главными остаются выборы в Раду, я вовсе не уверен, что Ахметов присоединится к путинской колонне; мне весьма вероятным представляется вариант, когда Ахметов, устами своих переговорщиков заявит. что социология показывает, что идти двумя колоннами оппозиции выгоднее - и даже предъявит соответствующую социологию.
В реальности ему важно сохранить свободу маневра, чтобы завоевать плацдарм у нового президента. Потому что и Порошенко после выборов будет новым президентом, и спаси Боже того, кто не сумеет этого вовремя заметить. НО Ахметов, в чем я не сомневаюсь, понимает это уже сегодня: кто бы ни победил на выборах, никакие старые договоры действовать уже не будут, нужно будет создавать новые.
И в таких условиях необходимость согласовывать каждый шаг с Сурковым не кажется Ахметову хорошей позицией; при этом он не Медведчук, и кампанию своих людей готов оплатить из своего кармана - но никому при этом он не будет ничего должен.
Такой кажется мне сегодня ситуация на электоральном поле "бывших", которые, как мы помним, сразу заявили: "мы пришли навсегда".