Рост ответственности в России: к чему он относится, а к чему нет

Oct 31, 2018 10:57


И это в человеческой натуре -
Влиять на все, что окружает нас
/Леонид Мартынов/
Россияне стали чувствовать гораздо больше ответственности за происходящее в стране, хотя этот показатель и остается относительно невысоким, следует из опроса «Левада-центра». Доля таких людей выросла за последний год с 9 до 28%. Для сравнения: ответственность за то, что происходит в их городе, чувствуют 32% респондентов (против 14% год назад), а за ситуацию в своей семье - 92% (91%). Заметно увеличилась и доля россиян, считающих, что они могут повлиять на происходящие события: для страны в целом этот показатель вырос с 5 до 10%, для города - с 9 до 16%. В способности повлиять на происходящее в семье уверены 86% опрошенных (в 2017 г. - 89%).




«Причина в социально-политическом контексте, который перенаправил внимание россиян с внешнеполитических событий на внутрироссийские - пенсионную реформу, рост цен. На это указывает снижение интереса к международной повестке и возвращение обеспокоенности проблемами бедности, падения доходов, которые и спровоцировали рост декларируемой «гражданской осознанности»» - комментирует социолог «Левада-центра» Карина Пипия. Но декларативная ответственность за страну пока не перетекает в реальные действия - например, в массовые протесты, подчеркивает Пипия: «Гражданская ответственность может формироваться на позитивных началах - как солидарность и кооперация снизу по доброй воле, а может на негативных - как вынужденная реакция на какие-то меры, принимаемые сверху и провоцирующие недовольство. Повышение ответственности за прошедший год, скорее, результат второго».

Это эффект пенсионной реформы и недавних региональных выборов, считает политолог Николай Петров: «Социологи показывают рост возможности влиять на события на уровне города и района и, видимо, региона. На уровне страны ответственность повысилась, но возможность на что-то влиять - не особо. И это принципиальный сдвиг, который повлияет на дальнейшую политическую жизнь и выборы». Осознание того факта, что твое голосование может повлиять на общий результат, привело к тому, что явка во вторых турах губернаторских выборов неожиданно оказалась выше, чем в первых, хотя обычно бывает наоборот, отмечает эксперт: «У людей появилось ощущение, что на этом уровне они могут влиять на происходящее. И это ощущение будет влиять и на последующие голосования в других регионах, потому что люди осознали, что могут влиять на процессы на уровне региона и ниже. На уровне же страны пока все решается без них, и влиять на происходящее они не могут »

ВЕДОМОСТИ

Можно обратить внимание на то, как по-разному считывают информацию о результатах опроса социолог и политолог. Социолог констатирует наблюдаемое - ощущение ответственности растет, но в действия протестные еще нее переходит - и указывает на объяснение причины: перенаправление интереса с внешних вопросов на внутренние проблемы.

Тогда как политолог прежде всего увязывает со своим хле6ом насущным, т.е. с протеканием выборов
И тут же делает вещь из разряда "типичного хлеба насущного", т.е. прогноз о грядущих выборах, чем политолог как раз и зарабатывает (не именно Петров, о нем ничего не знаю, прорсто типичный хлеб для этой профессии).

Т.е. каждый немедленно фиксирует просто автоматически элементы из своей профессиональной сферы интересов: вещь абсолютно естественная. Как отмечает одна героиня Стивена Ликока о лекции Эйнштейна: галстук на нем был немыслимый и к тому же красного цвета, - это главное, что она вынесла. И это еще раз возвращает нас к проблеме "социологи врут" - врут не столько сами цифры соцопросов, сколько их интерпретаторы, и то нек столько врут, сколько односторонне читают и комментируют.

А на их интерпретации еще накладываются интерпретации текста комментария читателем, который в комментарии тоже вычитывает вовсе не то, что писал автор - он ведь тоже в первую голову обнаруживает прогноз о выборах или цвет галстука в лекции о теории относительности.

Однако о доверии к социологам я еще дам слово Левинсону, а пока что хочу вернуться к цифрам соцопроса. Мои внимательные читатели несомненно помнят, сколько раз я обращал внимание на то, что россияне абсолютно не ощущают даже и минимальной своей ответственности на деяния государства Россия ка кза пределами самой России так и в отдельных регионах самой России.

Т.е Россия положила минимум 70 000 чеченцев в ходе чеченских войн, применяла ковровые бомбардировки, районы Грозного выглядели как Сталинград после освобождения, потери Чечни если пересчитать на современную Россию соответствовали примерно числу в 7 миллионов человек, т.е. для небольшого народа они были ужасны.

И не вызвали у подавляющего большинства россиян просто никаких чувств - они за это не отвечали совсем. И уж конечно русские никак не отвечают за преступления большевиков и вообще СССР - они только являются обладателем Победы, тут да. как сказал нацлидер и вождь " Мы бы победили и без украинцев"

Т.е. в истории России русским принадлежат завоевания, победы и достижения (все прочие народы империи тут ни причем). А вот провалы и самое главное - злодеяния и преступления - ИМ НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ - ОНИ ЗА НИХ НЕ ОТВЕЧАЮТ.

И я не раз указывал, что это типичное сознание подростка, что взрослый ответственный человек не может так себя вести. Вот опрос показывает сдвиги в сознании россиян неожиданно стремительные.
Означает ли это, что они начнут воспринимать деяния родного государства с большим осознанием ответственности, своей, личной, персональной?

Тем более что в конечном счете тяготы этой ответственности достанутся именно им, а может еще и детям, как достались тяготы ответственности всем немцам за то, что творила нацистская верхушка, как тяжко пострадали все иракцы за некоторые художества своего нацлидера.
Есть признаки таких перемен в результатах этого опроса? - склонен согласиться с Пипией: пока что таких признаков нет, есть только перемена главного интереса.

А как же объяснить столь стремительные изменения показателей? - объяснение давно сформулировано Левинсоном, это новое двоемыслие в России, когда человек одновременно и знает и не знает о некоторых событиях, одновременно и признает вину России отрицает самый факт. Вот как это получается (слово Левинсону):

Потом мы из таких людей собирали фокус-группы, то есть беседовали с небольшой группой в маленькой комнате, так сказать лицом к лицу. И мы задавали человеку вопрос (тогда он был еще актуальным):
- Есть ли в Украине наши воинские части?
- Нет
- А вот если через много лет вы будете рассказывать своему внуку об этом, что вы ему скажете?
- Тогда конечно скажу, что были!
Конечно в таких обстоятельствах резкие перемены в ответах на опросы, поскольку это не перемены во мнениях, а перемены в том, что следует, а чего не следует говорить.

И они относятся только к проблемам "унутренним", и скорее к региональному уровню, чем к общегосударственному - так думают российские специалисты, и я думаю, что они правы.

И что до внутреннего ответа на вопрос "а нас то за что?", который так часто приписывался в сознании русских украинцам, то и здесь перед нам двое мыслие и перенос, на который тоже указывал Левинсон

перенос мысленной агрессии с внутреннего объекта на внешний. Теперь все самое - насилие, захват и прочее - стали приписывать Америке. На самом деле люди и в этом случае понимали, что США не угрожают России.
Точно так же агрессию, преступления и вину наряду с Америкой приписывали и Украине, перед нами классика "переноса", еще Фрейдом описанная.

И в этом плане скорее всего мало что изменилось в российском сознании: т.е. наблюдаемый сдвиг к осознанию ответственности связан с внутрироссийскими проблемами, но к внешним проблемам отношение мало изменилось, а ответственности за действия России в мире россиянин как не ощущал. так и не ощущает - только гордость за успехи, захваты, победы и... убийства, увы, но пока это так.

PS Господа русские, усматривающие в сказанном русофобию, - читайте почаще данные соцопросов и их интерпретацию именно социологами и именно российскими. Я от себя добавляю ничтожно мало - и вполне сознательно поступаю именно так. Социологов и социопсихологов - а не журналистов, блогеров, политологов и пуще всего - не политиков.

Левада, Россия, ВЕДОМОСТИ, социология

Previous post Next post
Up