Облом фарта

Oct 28, 2018 16:39


Федор Крашенинников

Мистика авторитаризма

Череда скандалов и неудач болезненны для любой власти. Тем не менее в странах с развитой демократией никто не возлагает на политических лидеров ответственности за все происходящее. Хотя бы потому, что они и сами на это не претендуют. Демократическая политика рациональна, как и ее идеологическая база: лидер - это просто временно находящийся в должности чиновник, который по истечении установленного законом срока покинет свой пост.

Авторитаризм всегда иррационален и склонен к мистике. Да и как иначе объяснить элите и населению, почему десятилетиями должен править именно этот человек, а сомневаться в его способностях как руководителя - преступление и даже грех? Опираясь на архаичные концепции власти, авторитарный лидер как бы примеряет на себя роль древних царей. Они отвечали за все перед высшими силами, а не перед людьми, и правили не потому, что побеждали на выборах, а потому что на то была воля богов, которая проявлялась в благоволении к ним во всех их начинаниях.

Однако у архаичной логики есть столь же архаичные проблемы. Если удачливость, военные победы и богатые урожаи воспринимаются как свидетельство благословения существующей власти со стороны высших сил, то поражения и неудачи подводят к неприятному для лидера выводу, что высшие силы больше не на его стороне. А это уже ставит под вопрос его право на власть и дает повод пересмотреть соглашения о лояльности.

Путин в новой роли

Череда очевидных неудач разрушает самую важную концепцию путинского режима - учение о фартовости Владимира Путина. Безусловно доверять тому, кому постоянно везет, - в этом есть какой-то резон, во всяком случае это не противоречит обыденной логике. Кроме того, лояльное отношение к власти выгодно в самом банальном смысле этого слова, и этот аргумент сам по себе довольно важен для многих. Совсем другое дело - безоговорочно следовать за неудачником. И речь в данном случае идет не столько о населении, сколько о политической и экономической элите России, чьи выгоды от сотрудничества с властью значительно превышали то, что получали в обмен на лояльность обычные граждане. Бизнесмены и чиновники самых разных уровней сделали в свое время ставку на Путина, и многие годы она выигрывала. Будут ли они готовы и дальше хранить безусловную верность лидеру, снова и снова убеждаясь, что он уже не тот и теперь они только проигрывают?

Впереди Владимира Путина ждут самые трудные времена его президентства. Придя во власть на волне больших ожиданий и получив на старте колоссальный аванс от общества, много лет правя страной в ореоле той самой фартовости и пользуясь поддержкой значительной части населения, он вступает в новый этап своей карьеры, когда везение кончилось, а все опросы фиксируют и снижение поддержки, и нарастающее в обществе чувство безнадежности.

Специфика современной России в том, что само по себе население едва ли имеет возможность напрямую конвертировать свое разочарование во власти в какие-то зримые перемены в ней. Но политическая, коммерческая и даже силовая элита России вполне может использовать падение рейтингов президента и нарастающее разочарование населения для начала борьбы за власть. И в этом смысле каждый обрушившийся мост, каждая упавшая ракета и каждый разоблаченный агент могут стать если не решающим аргументом, то той самой последней каплей, которая приведет в движение механизм смены власти.

Путину действительно в чем-то везло.
Прежде всего в ценах на нефть. Потом везло с оппонентами в США и партнерами в Европе; первые были недалекими, вторые продажными и нередко трусливыми; и первые и вторые просто неверно понимали и Путина и Россию.

Но у любой удачи есть свои границы. К тому же удачу Путина стальи пропагандировать как его неотъемлемое врожденное качество.

Это старый прием пропагандистов, обслуживающих политиков с диктаторскими наклонностями - ну и самих диктаторов естественно. Сулла сам себя повелел прозывать Феликс (счастливый), и его сторонники усиленно распускали слухи о его необыкновенной удачливости. Цезарь во время шторма подбадривал похитивших его пиратов:"Смелей! Вы везете Цезаря и его счастье".
Независимо от правдивости подобных легенд, характерно их направление - неотъемлемым качеством великого диктатора считалась в Древнем Риме особенная удачливость, свидетельствующая о том, что перед вами избранник богов.

Да, конечно пропагандисты Путина и тут потрудились на славу. А слабость Путина, как я уже указывал, в том, что он сам начал верить в свою пропаганду. Грубо говоря, путинская Россия и впрямь возомнила себя избранницей и стала действовать небрежно и просто нагло, нахрапом, брать все на гоп-стоп.

Сначал все офонарели,но потом стали приходить в себя и оказывать сопротивление. Вот с этого момента счастье и начало Путину изменять. Кроме того, безоглядному и ничем не оправданному нахрапу стал противиться естественный ход вещей - ведь в отличие от передач Соловьева, избранность Путина естественным ходом вещей вовсе не предусматривалась.

И стареющему диктатору, который по-настоящему уже утратил драйв, вернуться к прежнему уровню популярности будет уже крайне проблематично. И как раз "естественный ход вещей", сильней всего проявляющийся в экономике и будет его главным противником.

Как главным врагом Януковича, как я и предсказывал, оказалась не Тимошенко, а гривня,точно так же главным врагом Путина постепенно станет рубль, он н6е будет внимать пропаганде, и его заклясть не удастся

счастье, Путин, ДВ

Previous post Next post
Up