Валерия Кондратова
"Мы в отчаянии": десятки нападений в Одессе только за год, но их заказчики так и не названы. Пострадавшие подозревают, что к этому причастен мэр Труханов
КАК РАЗВИВАЛОСЬ. Сегодня полиция задержала троих людей, которых назвала подозреваемыми в покушении на Михайлика. Все - граждане Грузии. Один из них, Герасин Торнике, был помещен в Еврейскую больницу - туда же, где находится Михайлик. К нему приезжал грузинский генконсул. По некоторым данным, он парализован после ДТП и является инвалидом первой группы. Второй задержанный - его водитель Манучар Варшанидзе. У него было изъято оружие (полиция считает, что из него сделан выстрел). Подозреваемые находились в одном автомобиле в районе, где стреляли в Михайлика, вечером 22 сентября. Брат Вашанидзе заявляет, что они находились на другой улице.
Как рассказал Владимир Поярков, адвокат Герасина Торнике, его клиента "вычислили" по трафику мобильного телефона. У правоохранителей ему стало плохо, и мужчину госпитализировали. Оружия у него нет, свою причастность к покушению он отрицает.
Одесское издание Думская со ссылкой на источник в одесской полиции сообщило, что подозреваемый в нападении на одесского активиста Герасин Торнике - местный криминальный авторитет, "смотрящий" по поселку Котовского. "Два месяца назад Торнике устроил стрельбу на Балковской - стрелял по активисту Денису Карташову и его соратникам. Вот такой "парализованный", - сказал собеседник издания.
Но друзья и знакомые Михайлика всерьез опасаются, что полиция пытается повторить в Одессе сценарий Екатерины Гандзюк - когда только отдельное расследование журналистов позволило добиться освобождения невиновного Новикова из СИЗО.
"Один из подозреваемых в нападении на Михайлика - инвалид первой группы. Он парализованный человек. У нас уже есть документы, подтверждающие его диагноз", - рассказала LIGA.net знакомая Михайлика, одесская активистка Катерина Маденс.
Сразу после информация о задержании несколько коллег Михайлика приехали в больницу. Там уже находился консул Грузии и много представителей грузинской национальности, в том числе родственники подозреваемых. "А потом на место прибыл замначальника ГУНП Махотин вместе с бывшим "Беркутом", спецотрядом больших мужчин в балаклавах. Началась потасовка. Кажется, они хотели вывезти из больницы этого подозреваемого, но им не давали. Влетело даже журналистам. Меня прижали к стене, я с синяками", - говорит она.
"Мы очень хорошо знаем, как работает наша прокуратура и полиция. Эти люди способны на подлость. Способны на то, чтобы взять левых людей и на них все повесить", - тоже сомневается в беседе с LIGA.net замглавы одесского Народного руха Алина Радченко.
К расследованию покушения на Михайлика у нее много вопросов: "Человек, которого подозревают, является инвалидом первой группы, есть документ. Пять лет назад он попал в ДТП и не может двигаться. И он подозревается в покушении на убийство".
Активистов также смущает, что полиция сразу привязала найденное у Варшанидзе оружие с тем, из которого стреляли в Михайлика. Хотя пуля осталась в его теле, гильза не найдена. "Откуда они об этом знают? Уже провели экспертизу?" - интересуется Радченко.
ЧТО ДАЛЬШЕ. Активисты ведут параллельное расследование покушения на Михайлика. "Все активисты, журналисты сбрасывают нам информацию, могут даже не публиковать эксклюзивы, чтобы она осталась в тайне и дело было расследовано. Удалось снять часть записей с видеокамер наблюдения", - говорит Катерина Маденс. По ее словам, цель - изучить все видео за вечер 22 сентября и за три дня до нападения по маршруту Олега, чтобы вычислить, кто за ним следил, какие автомобили за ним передвигались.
"Сам Олег ничего не помнит. Он даже не помнит, как он за несколько минут до выстрела звонил жене и разговаривал с ней. Он помнит только хлопок - и все, очнулся в больнице. Поэтому с показаниями Олега пока сложно все", - объясняет она.
Дело не только в том, что участники расследования близко знают Олега и хотят найти виновных. "А в том, что любой из нас может попасть в такую ситуацию. За мной тоже не раз наблюдали, следили. И за меня вся семья переживает. Тут или мы, или они... Все пострадавшие активисты занимаются одной и той же деятельностью, понимаете? Борьбой с Трухановым. Всех нас объединяет это", - отметила Маденс.
Она называет цифру: только с начала года в Одессе было совершено до 20 нападений. Заказчики - не названы. "Только кое-где исполнители, и хорошо, если реальные. Даже глупо это называть работой полиции. Это доводит нас до отчаяния", - объясняет Катерина Маденс.
Алина Радченко вечером 11 сентября 2017 года шла по улице Канатной в центре Одессы. К ней сзади подбежал неизвестный и нанес ей сильный удар по голове. На месте происшествия случайно оказался сотрудник правоохранительных органов, который пытался задержать подозреваемого, но последнему удалось вырваться и убежать с места происшествия.
"Уже год прошел. И никого - ни исполнителя, ни среднего звена, ни заказчика. Хотя там и их лица есть, и свидетель-полицейский, который схватил нападающего, спросил: за что ударил? и тот крикнул: она это заслужила. Их трое было. Белый день. И они квалифицируют нападение на меня, вы не поверите, как грабеж. Результат - ноль", - пояснила Радченко в беседе с LIGA.net.
Алина перечисляет самые громкие нападения на активистов в Одессе за год:
- Светлана Пидпала, участница экспертной комиссии 2 мая - двое поджидали ее днем 24 июня
2017 года на углу улиц Ковальская/Тираспольская. Один остался за рулем заведенного мопеда,
второй схватил за руку, развернул и залил лицо из баллончика. Потом затолкал в угол
арочного въезда и стал бить кулаками по лицу. Телефон из рук, рюкзак и деньги
не взяли
- Алина Радченко, 11 сентября 2017 года
- Виталий Устименко, 5 июня 2018 года - на него напали двое спортивной внешности
с ножом, когда он с другом вышел из редакции Суспільного телебачення.
Избивали, повалили на землю, пытались нанести удар ножом в почку,
но промахнулись и попали в бедро. Сегодня после задержаний деле Михайлика
полиция отчиталась и о задержании двоих подозреваемых в нападении на Устименко
- Сергей Стерненко - на него совершены три покушения. Последнее было совершено
24 мая 2018 года поздно вечером в Одессе. В ходе столкновения экс-руководитель
Правого сектора получил ножевое ранение в руку. Отобрав нож у одного из нападающих,
Стерненко нанес ему смертельное ранение в область живота.
Расследованием этого нападения занимается Киев
- Михаил Кузаконь и Григорий Козьма, представители Народного движения Украины.
Покушение произошло 2 августа 2018 года. Грузовик на большой скорости въехал в их
автомобиль, водитель выпрыгнул еще на ходу и скрылся на заранее ждущем его мопеде
- Олег Михайлик, вечер 22 сентября 2018 года
"Там были еще другие. Но почему я озвучиваю именно эти - потому что эта цепочка покушений не вызывает сомнений. Все эти люди активно выступали против Труханова, Галантерника и руководителей правоохранительных органов Одессы. И все мы друзья, понимаете? Мы еще с Майдана вместе, хоть и разные движения", - объясняет Алина Радченко.
По ее словам, расследования саботируются правоохранителями. Большинство дел не проходят как заказные: то личная неприязнь, то перепутали жертву, то грабеж: "Они специально это делают, чтобы вопрос заказчиков даже не стоял".
Сегодня пострадавшие от нападений в Одессе встречались с руководством области и силовиками. "Все жертвы нападений в Одессе. Мы просто встали и вышли. Слушать этот бред невозможно. И так час слушали", - отметила Алина. Она добавляет: у губернатора области есть полномочие подать представление на президента об отставке руководства правоохранительных органов Одесской области. "И когда наши юристы Степанову это озвучили, он начал выкручиваться. Сергей Стерненко попросил: тогда скажите лично, считаете ли вы, что эти люди должны уйти в отставку, которые рядом с вами сидят? И Степанов снова не сказал "да". Там не с кем говорить", - считает она.
Но ситуация в Одессе - на грани, признаются активисты: "Или мы - их, или они - нас".
Мне сидя в Киеве трудно понять, что происходит в Одессе, хотя кое-какую инсайдерскую информацию я попробую добыть.
Но я хочу напомнить некоторые общеизвестные факты.
Страшная трагедия 2 мая, было прямо заснято на видео, что по демонстрации активистов в нарушение соглашения стреляли из-за спин милиции, а пожарники приехали через 45 минут после начал пожара. Милицейские чины, все это прикрывавшие бежали никто не наказан.
После шумного скандала бежал из Одессы мэр Труханов, ему грозило серьезное обвинение. Через пару месяцев вернулся, дело рассыпалось.
То, что Одессой правят Труханов и Галантерник и на обоих негде ставить пробу, - известно всем и в Одессе и в Киеве.
И это все, что я могу сказать по этому поводу