Александр Аузан один из наиболее один из самых авторитетных российских экономистов, член Экономического совета при президенте России, видный специалист по экономике общественных институтов.
Он
дал интервью Укрправде, фрагменты которого я и предлагаю читателям
О России
- В Украине многих интересует, насколько действенны санкции, введенные против России, и санкции, введенные самой Россией? Действенны ли они настолько, что может назреть "народный бунт"?
- Прямой ответ - конечно, нет.
Вообще говоря, надо понимать, что санкции серьезно влияют на российскую экономику. Но замедление в экономике началось еще до 2014 года, до начала геополитических конфликтов. Это замедление было связано с тем, что прежняя модель экономического роста изжила себя и больше не работает.
Поэтому Россия была обречена на прирост всего 2-3% ВВП, а это очень мало. Может, для Германии это нормально, а вот для России мало, потому что в России очень большой разрыв между нижними и верхними слоями населения. При низких темпах роста широкие слои населения начинают чувствовать ухудшение.
Затем к этому присоединилось два фактора.
Во-первых, падение цен на нефть, которое, на мой взгляд, не является политическим фактором. Это, скорее, борьба за передел рынков, а не действия, направленные против России.
Второе - это санкции, которые действуют против России. Они сильно надавили на российскую экономику, привели к довольно печальным последствиям, в том числе и контрсанкциям, которые перенесли тяжесть этих санкций на российского потребителя.
Контрсанкции по существу оказались очень чувствительными для местного потребительского рынка и вызвали импульс к повышению цен. А теперь еще и девальвация рубля, спровоцированная, прежде всего, падением цен на нефть.
Все это вместе может привести к социальным напряжениям в 2015 году, но вопрос в том, как трудности будут трактоваться населением.
Большая часть населения будет считать это следствием недоброжелательности Запада к России. Но наше правительство имеет в запасе ответы в виде запуска больших проектов, потому что у России есть 5-7 триллионов рублей правительственных денег. Это радикальное отличие от Украины. Эти деньги могут быть потрачены на крупные проекты, которые подстегнут экономику в условиях спада.
Возможна ли такая ситуация, при которой русский человек перестанет выбирать царя и державу? Когда удастся сойти с этой колеи?
- Мой прогноз на ближайшее время такой: Россия в 2015-2017 годах будет проходить повтор мобилизационной модернизации петровско-сталинского типа, но в мягком варианте, без репрессий и насильственных перемещений людей.
Будет попытка делать большие проекты и вкладывать туда государственные деньги, иногда изымать какие-то частные деньги, перераспределять их. На мой взгляд, это даст ограниченные временем эффекты, поэтому продержится несколько лет.
Потом эти эффекты исчерпаются, экономическая ситуация ухудшится и подорвется на нехватке высококвалифицированных людей. На этом этапе откроется новое окно возможностей. Вот тогда возможен разговор о том, что Россия сделает другой выбор.
Вообще, не надо считать, что царь и держава - это вечный выбор России. За последние 15 лет она, с моей точки зрения, сменила четыре модели социального контракта, обмена ожиданиями по поводу производства общественных благ. Была формула "налоги в обмен на порядок", предложенная в программе Грефа, когда Путин был избран на первый президентский срок, и тогда были серьезные экономические успехи.
Потом действовала формула "лояльность в обмен на стабильность и благополучие": мы не занимаемся политикой, а вы обеспечиваете нам хорошее экономическое существование.
После 2009 года начала действовать модель "социальные гарантии в обмен на лояльность" - подняли доходы пенсионеров и бюджетников, что позволило власти пройти через политический кризис 2011-12 годов. А теперь, похоже, что возникает размен: готовность к ограничениям в обмен на статус великой державы.
Но я все-таки думаю, что это на 3-4 года. А потом затруднения заставят искать новую формулу взаимоотношений и новые ценности.
О мире
- Тот процесс, который переживает сейчас и российская, и мировая экономика - а это все-таки кризис глобального порядка? Как будет в ближайшее время меняться экономика?
- Экономисты по-разному это трактуют. Многие говорят о переходе к новому технологическому укладу, о том, что происходит некоторая смена тренда.
Я согласен с тем, что мы - не только Россия и Украина, но и мир - не просто вошли в кризис 2008-2009 годов. Мы вошли в полосу негативной экономической динамики, которая будет продолжаться не меньше, чем до 2020 года.
Это связано не только с технологическим сдвигом, но и с волнами глобализации. Глобализация в начале 21 века привела к высокой степени связности. Для связности нужны определенные координации, которых нет. Например, мировой финансовый и инновационный центр (США) связан с мировым промышленным центром (Китай), но они ведут определенные конкурентные войны друг с другом.
Это все равно, что в организме воевали бы почки, печень и сердце, и при этом мы хотели бы, чтобы человек себя чувствовал хорошо. Не будет мировой рынок чувствовать себя хорошо в условиях, когда тесная связь существует, но нет мировой координации и непонятно, можно ли ее вообще сделать.
В этих условиях начинается "отлив глобализации" и образование разнообразных конкурирующих региональных блоков. Украина является одним из объектов такой конкуренции.
Помимо технологического уклада, будут меняться ценностные установки. Каким будет мир после 2020 года, мы предсказать не можем, за исключением одного момента.
Практически все экономисты сходятся в том, что ключевым дефицитным мировым ресурсом окажется высококачественный человеческий капитал. Похоже, что в мире начинает не хватать хорошо образованных людей.
Об Украине
Если говорить про Украину, то у нее две главные проблемы.
Первая - это высокий уровень коррупции как плата за плохие институты. Ведь если институты в стране работают плохо, их стараются обходить. А коррупция - это обходной путь.
Нередко даже те процессы, без которых не прожить, идут через коррупционную форму. Поэтому коррупция не всегда подлежит искоренению и ликвидации, иногда ее надо просто исправлять. Это такая нелегальная налоговая система в некоторых случаях.
Вторая проблема Украины - это макроэкономическая несбалансированность, чего нет в России, тогда как коррупция у нас есть.
По крайней мере, сбалансированность пока существовала. Однако, консолидированный бюджет России 2013 года уже был дефицитным.
Но в Украине-то совсем плохо! И это связано с тем, что, на мой взгляд, макроэкономическая сбалансированность не была достигнута, потому что страна жила в непрерывной политической конкуренции, в выборах и революциях, и в этой борьбе каждая политическая сила обещала дать социальные льготы, а это надо финансировать. Украина постоянно жила в долг. В чем проблема реформ в Украине? Возник очень серьезный навес социальных обязательств, которые страна не в состоянии нести.
Нужны болезненные реформы, и в этом проблема. При этом нужно, чтобы не "взорвалось", потому что Украина взрывается очень легко, это мы знаем по опыту последнего десятилетия. Попытка начать жесткие реформы может превратиться в новый политический переворот - как парламентский, так и непарламентский, то есть революцию.
По существу, нужна кооперация помощи для того, чтобы вытянуть Украину. И с моей точки зрения, в этом заинтересованы обе стороны, потому что крах большой страны никто допустить не может. Toо big to fail ("слишком большой, чтобы упасть") - так говорят о больших банках, тоже самое можно сказать и об Украине. Её крушение засыплет обломками все соседние страны. Нужна выработка кооперированных программ помощи. Это очень сложно, но такие решения надо искать
Вот такое мнение очень серьезного ученого. Хотя он конечно гораздо лучше понимает проблемы России, чем Украины. И если я правильно его понимаю, то нам нужно приготовиться к семи тощим -если не годам, то как минимум месяцам.
Мне кажется, что к апрелю у нас накопится серьезная энергия возмущения.
И если элита будет торопиться так же медленно, как сейчас, и так же будет грызться за возможность красть и пристраивать "родных человечков - к крестишку ли, к местечку"
- нового взрыва не избежать.
Понимают ли это на Печерске? Хочется надеяться что да, понимают. Хотя признаков понимания пока что не видать