Ресурс НВ разместил свой анализ взаимоотношений Трампа и американской прессы, по мнению редакции это война и выигрывает ее президент
![](https://d.radikal.ru/d30/1801/cd/b72849a2aace.png)
Мастер рейтингов
"Я нахожусь в состоянии войны с прессой. Журналисты - одни из наиболее бесчестных существ на нашей планете". С этих слов в январе 2017 года 45‑й президент США Дональд Трамп начал свое правление в Белом доме. С тех пор его взаимная нелюбовь со СМИ только усилилась, и для поддержания этого противостояния у него есть совершенно рациональные причины.
Сам приход ко власти Трампа в значительной степени является следствием его внушительного присутствия в медиа.
Компания mediaQuant (Портленд, Орегон), занимающаяся сбором и анализом статистики в американских СМИ, подсчитала, что за год президентской предвыборной кампании они предоставили Дональду Трампу эфирного времени и печатного пространства на $ 5,6 млрд.
"Это больше, чем Хиллари Клинтон, Берни Сандерс, Пол Райан и Марко Рубио, вместе взятые, - заявил Пол Сенатори, главный аналитик mediaQuant. - Трамп получил все эти результаты, не потратив и копейки”.
Причина повышенного внимания печатной и электронной прессы к фигуре Трампа - не в какой‑то особенной любви к нему. Все куда прозаичнее: эксцентричный бизнесмен приносил каналам рекордные рейтинги, а газетам - растущие тиражи.
Трамп, обладающий огромным опытом в шоу-бизнесе (он был и промоутером, и ведущим шоу), отлично знал, как привлечь внимание публики и, соответственно, СМИ. Он громко ругался, забавно кривлялся, едко обзывался, давал несбыточные обещания и отпускал запрещенные в США шуточки.
Публика, которой наскучили унылые “говорящие головы” из обеих партий, была в восторге.
Часовые выступления Трампа массовый зритель смотрел как развлекательные передачи, а газеты предоставляли свои страницы для критического разбора разнокалиберным политологам и экспертам, которые в один голос костерили Трампа, только повышая интерес публики к нему.
Скандал и липкая кличка - инструменты победы
Значительную часть бесконечного потока критики Трамп адресовал не конкурентам, а именно прессе, которую он обвинял в бесчестности. И это давало результат!
Американские консерваторы с большим энтузиазмом воспринимают нападки на СМИ, что в 2012 году доказал случай с бывшим спикером Палаты представителей Конгресса Ньютом Гингричем.
Во время предвыборной кампании накануне республиканских праймериз в Южной Каролине Гингрич начал ругать не своих соперников, а прессу, которая пыталась уличить его в супружеской неверности. Соперники перестали для него существовать, он громил журналистов.
Южную Каролину он выиграл с двузначным отрывом от ближайшего преследователя. "Это меня просто поразило! На критику СМИ республиканская аудитория реагировала намного сильнее, чем даже на критику Обамы!" - вспоминал потом Гингрич.
Трамп взял эту тактику на вооружение, модернизировав ее усилителем собственного изобретения - брендирования своих врагов. В марте 2016 года сам Трамп сказал: "Знаете, своим оппонентам обязательно надо давать прилипающие прозвища".
Так Клинтон у него стала "скользкой Хиллари", Круз - "лживым Тедом", Буш - "вялым Джебом" и так далее. Американские СМИ по этой же логике стали "фальшивыми" (фейковыми). Так родился на свет мем Fake Media и его единокровный брат - Fake News. Им уже и перевод не требуется.
Выдумав этих чудовищ, Трамп вступил с ними в беспощадный риторический бой. И победил! К моменту его вступления в должность лишь 32 % американцев доверяли своей прессе. Среди республиканцев таких было и того меньше - лишь 14 %.
Главные политические задачи Дональда Трампа на ближайшие два года - не допустить импичмента и переизбраться на второй срок. Полноценно работающие СМИ, которым доверяет большинство населения страны, сделали бы реализацию обеих этих задач невозможной.
В своей войне против свободной прессы Трамп бьет не только по врагу, но и по трем основным категориям граждан США - своим сторонникам, противникам и неопределившимся.
Первым он обещает унижение и дискредитацию журналистов. Те в восторге - своему лидеру они верят больше, чем СМИ.
Противникам Трамп навязывает постоянные битвы, выматывает их, смеется над их попытками всерьез бороться с ним фактами, когда он просто обзывает их обидными словами и нагло, с ухмылкой, врет им в лицо
Для неопределившихся граждан Трамп создает постоянный "белый шум", повышая для них цену выяснения реальной ситуации. Задача проста: чтобы человек, заинтересовавшийся какой‑то темой, был запутан, сбит с толку множеством разных заявлений и мнений.
Конечная цель такова: большинство американцев должны получать информацию о президенте от него самого или от его марионеточных СМИ вроде пропагандистского телеканала Fox News и консервативного интернет-издания Breitbart. Остальным Трамп уже сейчас на пресс-конференциях даже слова не дает. Телеканал CNN, например, прочно перешел для президента в разряд "фейковых".
Риск для всего мира
Американские наблюдатели сходятся во мнении: Трамп в целом выигрывает войну у американских СМИ. По мнению Джея Роузена, профессора журналистики из New York University, журналисты проигрывают, поскольку стратегия противника по их дискредитации работает.
Отрицание президентом очевидных фактов выбивает почву из‑под ног журналистов, которые привыкли оперировать именно фактами. Если ничего точно не установлено, если фактов больше нет, то что же тогда сообщать аудитории? Только мнения?
Трамп подрывает основы американской журналистики, констатирует Роузен. А поскольку она задает тон, то и прочие СМИ вскоре столкнутся со сложностями.
И тут есть еще одна опасность: разрушение института свободной прессы грозит эрозией и гибелью и других фундаментальных институтов главной страны Запада. Честный обмен мнениями и идеями, цивилизованные дискуссии и споры станут очень непростым делом. Это создаст риски и для проведения свободных выборов. Под угрозой окажется демократия.
Главная сила Америки - в ее веками складывавшихся институтах. Их эрозия изменит внутреннюю суть США, сделав из этой страны тень самой себя.
Трамп, возможно, этого и не хочет. Его планы намного более скромные и эгоистичные. Но вот зато именно об этом мечтает новый друг американского президента - российский лидер Владимир Путин, мечтающий о реванше за поражение в холодной войне. Если такой реванш состоится, огромные неприятности будут у всей нашей планеты, а не только у США.
Мощь человека, разум презирай,
Который более тебе не дорог!
Дай ослепленью лжи зайти за край,
/Иоганн Гете/
Тут буквально напрашиваются некие выводы.
Первый - тут Трамп ничего особенного не выдумал. Все мы прекрасно знаем, что впервые мы увидели такое не на ярмарке, а в политике, у Владимира Жириновского.
Но Жирик был уж слишком эпатажен. Трамп по сути делает то же самое, но более профессионально. Конечно и наши борцы за бесплатный экран кое-чего достигли, например Ляшко или, скажем, перспективный новичок Кива. Но у Трампа есть бесспорное преимущество: вот он давно всем этим пользуется и абсолютно себя не стесняется, абсолютно в себе уверен и а совершенно не хочет выглядеть солидным, тогда как наши себя стесняются, стать солидными хотят - т.е. внутренне они преданы "высшему классу" и его "солидному стилю".
А Трамп презирает и класс и его политических наемников и совершенно не желает на них походить. Его квартира - торжество кича, только легендарный "дом Пшонки" может с ним конкурировать, он вульгарнее Януковича. И Трамп не стыдится этого - он гордится этим.
И наглядно демонстрирует новую реальность информационного пространства.
Принципиально нечестный и в высшей степени манипулятивный твиттер, состоящий из коротких фраз, оперирующий кличками и ярлыками для массового восприятия и разумеется - НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ДОКАЗЫВАЮЩИЙ - оказывается намного эффективнее сложных, тщательно обоснованных и системных длинных текстов. Он не доказывает и не обосновывает - ОН УБЕЖДАЕТ.
Просто навязывает мемы, стиль мышления и оценки.
Ложь, повторенная многократно, становится правдой.
Таковы простые и эффективные орудия Трампа.
Мне не хочется анализировать последствия его побед для мировой политики,я хочу лишь чтобы все поняли: это несложные орудия и ими могут овладеть буквально десятки и сотни тысяч.
Главное не стеснятся в их применении - и при этом ТРЕБОВАТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТ ПРОТИВНИКА!
И тогда он будет во-первых все время оправдываться и защищаться, а во вторых вынужден будет писать ДЛИННЫЕ ТЕКСТЫ. Значит ты уже победил - НУ КТО БУДЕТ ИХ ЧИТАТЬ?
И на просторах рунета их уже нетрудно увидеть.
Потому что особенно среди молодежи огромный процент населения уже не может прочесть ничего - длиннее смски и просмотреть не может ничего, длиннее клипа.
Так что клипово-твиттерный стиль живет и побеждает - объясняя Геббельсу, что он очень много чего про пропаганду не знал