Российские разведки: провалы связаны с внутренним конфликтом?

Jul 20, 2018 09:52


Леонид Бершидский, колумнист Bloomberg

В последнее время ГРУ - российская военная разведка - стала часто появляться в заголовках новостей. Даже слишком часто, учитывая, что это секретное агентство. Такую осведомленность Запада о деятельности ГРУ можно объяснить, в том числе, и острой конкуренцией между разведывательными управлениями в России. Одному из них президент Владимир Путин посвятил большую часть своей трудовой жизни, поэтому теперь не прилагает больших усилий, чтобы умерить эту конкуренцию.

ГРУ связывают с катастрофой малазийского авиалайнера МН-17, сбитого российской ракетой над восточной Украиной четыре года назад. В мае, благодаря расследованию Bellingcat, стал известен один из предполагаемых организаторов плохо продуманной операции РФ для поддержки сепаратистов восточной Украины - офицер ГРУ Олег Иванников. Российское издание The Insider, помогавшее Bellingcat в деле Иванникова, связывает оперативников ГРУ с неудавшимся переворотом в Черногории в 2014 году. (Один из оперативников фактически указал адрес организации в переводе денег по Western Union сербам, которых прокуроры в Черногории обвиняют в организации переворота)

Недавно ГРУ оказалось в центре британского расследования отравлений нервнопаралитическим веществом в Солсбери: сначала - отравление бывшего двойного агента ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, затем - британской пары, которая, по-видимому, вступила в контакт с веществом, оставшимся после атаки на Скрипалей. Затем, в пятницу, специальный прокурор Роберт Мюллер обвинил офицеров ГРУ в кибератаке Демократической партии США и хакерских атаках на кампанию Хиллари Клинтон в 2016 году.

Все эти операции, по сути, неудачные. Россияне не планировали сбивать МН-17: все, чего хотел Кремль - не подпустить военно-воздушные силы Украины к марионеткам РФ на востоке страны. Государственный переворот в Черногории был подавлен, а затем произошло то, что Москва, собственно, и пыталась предотвратить - Черногория вступила в НАТО. Скрипали выжили, а вот британка, не являвшаяся целью атаки, погибла. Обвинение Мюллера показывает, что правительство США максимально осведомлено о том, чем занималась российские офицеры во время вмешательства в выборы в 2016 году.

Показтельно, что из трех российских разведывательных агентств, занимающихся иностранными операциями - ГРУ и двух бывших служб КГБ: ФСБ и СВР - именно ГРУ оказывается втянутым в рискованные операции. Марк Галеотти, британский политолог и сотрудник Института международных отношений в Праге, исследователь российских разведывательных служб, написал мне: «ГРУ многочисленнее, чем ФСБ и куда агрессивнее, чем СВР. Неудивительно, что когда речь заходит об операциях за рубежом, выбирают именно их. И теперь, когда «война в тени» - на пике, именно они становятся героями новостей».

«СВР в отличие от других спецслужб придерживается правил, - добавляет Галеотти, - в основном, это из-за того, что большинство оперативных сотрудников работают в дипломатических кругах. У ГРУ - принципиально военный подход: завершить миссию. ФСБ, на мой взгляд, наиболее пропитана ценностями клептократии и игнорирования правил, так что переносит этот подход и на ведение международных операций».

У всех трех органов - свои разные культуры и стили работы. Именно это лежит в основе серьезной конкуренции между ними. Все ради конечной цели - угодить Путину, который любит разнообразие в своем арсенале инструментов. Такая конкурентная среда как раз может быть причиной, почему промахи ГРУ попадают в публичную плоскость.

Доказано, что в ФСБ знали о попытках Bellingcat идентифицировать Иванникова, связанного с делом MH-17. Но не попытались предупредить его, позволив расследователям отследить номер телефона и позвонить ему: когда Иванников взял трубку, его смогли идентифицировать по характерно высокому голосу.

Российское интернет-издание The Bell, основанное Елизаветой Осетинской, редактором, которая ранее публиковала одни из самых смелых расследований коррупции путинского режима, в декабре 2017 года опубликовало статью, в которой говорилось, что полковник ФСБ Сергей Михайлов, возможно, был причастен к разоблачению деталей вмешательства в Национальный комитет демократической партии (НКДП). Михайлов и несколько его сотрудников были арестованы в конце 2016 года по обвинению в государственной измене. The Bell, со ссылкой на анонимный источник, заявили, что за арестами стоит ГРУ.

Вероятно, Путину, нравится работать со всеми тремя разведывательными службами: правильной и дипломатической СВР, хитрой и коммерчески настроенной ФСБ, сильным и рискованным ГРУ. Но раскол между ними, вероятнее всего, делает структуры более уязвимыми для противников. И ГРУ подвержено риску больше остальных: его конкуренты с удовольствием используют недостатки структуры, чтобы вынести их в публичную плоскость.
«ФСБ доказала, что всегда сумеет избежать обвинения, даже если что-то пойдет не так», - говорит Галеотти, вспоминая, что, не смотря на то, что ФСБ не смогли предсказать падение режима бывшего президента Украины Виктора Януковича во время Революции достоинства в 2014 году, вину за это взяло на себя СВР. «Поэтому не исключено, что подобным образом они пытаются выйти сухими из воды и в случае с вмешательством в выборы».

Материал показался мне любопытным. Автор не является специалистом по затронутой теме,зато широко пользуется мнениями специалиста, что и делает материал интересным.

Мне думается, что чайникам в данном вопросе вроде меня почитать это будет интересно.
Интересно и финальное замечание - что падение Януковича оказалось для ФСБ неожиданным, хотя вокруг Майдана агентов ФСБ было больше, чем сотрудников СБУ. И это еще не считая тех сбушников, которые работали на ФСБ.

Мне это кажется более чем странным. поскольку симптому падения были очень заметны издалека: когда разумные люди начали покидать фракцию ПР в Раде, уже стало ясно, что запахло жареным. И если первые беглецы появились в январе, тов феврале бег7ство явно усилилось - как можно было не понять, что угроза приближается и как можно было советовать увеличить жесткость?

Это я объяснял лишь тем, что Путин сам провоцировал падение Януковича,собираясь использовать его как предлог для аннексии. Но аналитик Бершидского явно полагает, что падение не было спровоцировано Кремлем, а явилось сюрпризом.
А это запутывает картину, зато подтверждает старую истину о сложности мира и о том, что в жизни всё не так, как на само деле

разведка, НВ, Россия

Previous post Next post
Up