Известно также,что, избегая одной опасности,
открываешь дверь другой.
/Роберт Шекли, "Опека"/
Это не лекция из Школы, однако вполне могла бы ею быть.
Это рассказ об одной особенности национального сознания великороссов, рассказ о том, что борьба за безопасность сама по себе есть угроза безопасности.
Наша с вами российская культура, как следует из всех исследований о ценностях, которыми мы располагаем, вообще, чрезвычайно склонна к так называемым ценностями безопасности и самосохранения, а не к ценностям противоположного конца спектра - ценностям самовыражения и прогресса. Мы с вами люди запуганные. «От ямщика до первого поэта, мы все поем уныло, - как у Пушкина, - Печалию согрета Гармония и наших дев и муз». Мы все от президента до последнего либерала - все мы мыслим в терминах безопасности, мы помешаны на безопасности.
Ловушка такого типа мышления состоит в том, что она препятствует развитию. Мы чем больше в эту государственную безопасность вбухиваем , тем большее количество угроз вокруг нас продуцируется. Это естественно, потому что аппарат этой безопасности, он тоже заинтересован в том, чтобы продолжать потреблять наши ресурсы. Если его так хорошо кормят, он хочет, чтобы его кормили и дальше.
Каким образом он зарабатывает себе на жизнь? Торгуя угрозами. Поэтому если вы концентрируетесь на безопасности, то вы будете жить в мире, наполненном бесконечными угрозами, все время их отражать и никогда не отразите их до конца. Ваш субъективный мир будет все менее и менее безопасен.
Вообще, политическая сфера говорит, к несчастью, на этом языке угроз и безопасности, этой недостижимой безопасности, которой всё приносится в жертву, и которой никакая жертва недостаточна, за которой надо все время бежать и которую никогда нельзя догнать.
Разъясняя иллюзорность погони за безопасностью, Шульман опирается на прямое желание органов обеспечивающих безопасность (армия, спецслужбы, полиция) продуцировать угрозы, просто чтобы подчеркнуть свою значимость и вытрясти из политиков максимальное количество денег на свое развитие. Конечно это имеет место повсюду, и конечно любое ведомство всегда пишет обоснования, почему бюджет должен выделять деньги именно ему, это явление повсеместное.
Однако же Россия действительно традиционно тратит на силовую безопасность больше всех.
На нацбезопасность и оборону Россия расходует 30% бюджета. При этом России никто из соседей сегодня реально не угрожает и угрожать не может.
Однако это действительно национальный фетиш: безопасность. Понимаемая прежде всего как военная безопасность и требующая огромных расходов на армию и спецслужбы, которые якобы должны обеспечивать эту безопасность. Конечно, такая ситуация во многом сформировалась исторически, послушаем Ключевского:
Московское государство - это вооруженная Великороссия, боровшаяся на два фронта: на западе - за национальное единство, на юго-востоке - за христианскую цивилизацию, там и здесь - за свое существование.
Т.е. государство возникло как военная организация, боровшаяся за свою безопасность на два фронта и доборовшееся до того, что выросло от территории Московской области до более шестой части суши - перед войной 1914. Кстати, вся история России есть наглядная демонстрация, почему попытки увеличить национальную безопасность путем усиления армии и спецслужб всегда иллюзорна и заведомо приведет к падению безопасности - причем не только механизм, выше описанный Шульман, вызывает такой эффект - к нему автоматически ведет "борьба за безопасность".
Вот вы небольшое царство, вам угрожает Казань, вы решили ее захватить чтобы ликвидировать угрозу и повысить безопасность. Усилили свою армию и ханство захватили. И действовали аналогичным образом в силу еще парочки подобных угроз. Каков итог ваших усилий?
Во-первых, у вас стала более протяженная граница, у вас больше соседей - А ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ УГРОЗ! Во-вторых, ваши соседи увидели, что вы имеет склонность нападать на соседей и даже нападать первыми- и они начинают вооружаться. И по всей вашей границы все государства начинают вооружаться. Вы, ведомые вашими инстинктами, полагаете что вооружаются они чтобы напасть - они стали угрозой - и вы нападает на одно из них и расширяете территорию, ликвидируя угрозу.
В итоге имеете более длинную границу, соседей окончательно уверившихся просто на фактах, - что вы опасное и безмерно агрессивное государство, нападающее на всех. И они уже не просто вооружаются - они создают союзы - чтобы от вас защититься.
Новы не дремлете - союз ведь заключен против вас! Теперь вы должны не только быть оружно сильнее любого соседа - но и любого потенциального их союза! И вы еще сильнее вооружаетесь - вы бведь хотите безопасности - вам ведь только безопасность и нужна!
Как итог борьбы за безопасность вы стали угрозой для любого соседа, ненавидимы всеми соседями и беспрерывно воюете. И все это - итог борьбы за безопасность путем усиления своей армии. Но вы ведь искренне только хотели безопасности - и никогда не нападали ни на кого, только защищались и отражали потенциальные угрозы.
А ведь есть и еще один механизм, он тоже борется за обеспечение безопасности государства, но в итоге число угроз монотонно растет. Это механизм информационно-исследовательский, к нему причастны многочисленные разведки и информационно-аналитические центры.
Желая предвидеть любую угрозу, вы тратите все больше денег на аналитику и информацию, туда привлечены лучшие умы страны. И они строят все более тонкие и точные модели поведения противника. Но поскольку точность и компетентность их растет, они начинают видеть на ход вперед. И докладывают власти, что вот такая тенденция есть, она сама не угроза но может потенциально привести к угрозе.
И вы решаете ее устранить - политическими,экономическими средствами дискредитацией - но устранили. Однако взамен одной угрозы второго порядка - появились две новых потенциальных угрозы. А растущая мощь аналитиков позволяет предвидеть уже не только угрозы второго порядка - вы уже видите и некоторые тенденции третьего порядка.
И чем больше денег вы тратите, чтобы обезопасить себя от угроз, ТЕМ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО УГРОЗ ВЫ НАБЛЮДАЕТЕ. И потому что средства предвидения стали лучше, и потому что ваше поведение само провоцирует и порождает угрозы.
Т.е. излишняя борьба за безопасность неизбежно приведет к росту опасности - притом вполне объективной. Превратившись в серьезную угрозу для соседей, страна автоматически плодит врагов и недоброжелателей, пытаясь уменьшить их число; а затрачивая большие средства на исследования и предвидение - начинает видеть виртуальные угрозы во множестве; как итог: борьба с угрозами плодит угрозы (как раз об этом и написан рассказ Шекли "Опека")