Экс-премьер Украины носился с таким проектом давно. Главный смысл проекта - максимально лишить президента Украины "несвойственных ему функций" руководства экономикой а также правоохранительной и судебной системой, оставив лишь руководство военными (но не штатским Министерством обороны - оно входит в кабмин и осуществляет руководство экономическими программами МО) и руководство внешней политикой - однако основы этой политики определяет ВР.
Яценюк с подобными идеями уже выступал, причем по слухам предлагал их на закрытых заседаниях "девятки". Причем чем ниже падали шансы Порошенко на победу, тем активнее их продвигал экс-премьер: если непонятно, что за персона получит булаву, есть смысл серьезно ограничить ее возможности вмешиваться в экономику и судебную систему заранее.
Недавно Яценюк достаточно детально изложил суть своих предложений
на своей странице в фейсбуке, я же воспользуюсь изложением проекта,
опубликованном на сайте
Согласно задумке Яценюка, у Президента останется вся вертикаль назначений в Вооруженных силах Украины. Если будет принято решение лишить СБУ несвойственных ей функций, то президенту можно будет разрешить назначать главу Службы без парламента. Также Президент продолжит назначать главу Службы внешней разведки. Президент сохранит право объявлять военное положение с дальнейшим утверждением его Верховной Радой и останется главой СНБО.
Президент будет руководить внешней политикой, но определять ее будет Верховная Рада.
Яценюк предлагает изменить право вето президента. В Конституции должен быть прописан исчерпывающий список оснований для ветирования. Также президент, по задумке Яценюка, должен будет получать "добро" на вето в Конституционном Суде. Если КС поддерживает вето - его нельзя будет преодолеть в парламенте, а если нет - закон вступает в силу.
Президента предлагается отстранить от процесса назначения членов Центральной избирательной комиссии, Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, главы Нацбанка и Совета НБУ, генерального прокурора.
Яценюк предлагает прописать в Конституции процедуру импичмента Президента за госизмену, другое преступление, приобретение иностранного гражданства и нарушение Конституции.
По его мнению, также нужно изменить порядок назначения Кабинета министров. Кандидатуру премьер-министра в таком случае будет определять коалиция, а назначать парламент по представлению Президента. Члены правительства будут назначаться и увольняться премьер-министром по согласованию с коалицией. В случае увольнения министра премьер обязан объявить его преемника. Аналогично Верховная Рада должна будет назвать нового премьера в случае увольнения предыдущего.
Также Яценюк считает, что в Конституции нужно прописать:
- курс на членство в Евросоюзе и НАТО
- сокращение количества депутатов Верховной Рады до 300 человек
- запрет на избрание в Раду лицам с иностранным гражданством
- возможность совмещения должностей члена Кабмина и депутата Верховной Рады
- частичную отмену депутатской неприкосновенности
- принятие решений в Верховной Раде большинством присутствующих на пленарном заседании
- лишение депутатского мандата за "кнопкодавство" и прогулы
- понятие "конституционные законы", которые будут приниматься конституционным большинством Верховной Рады (это законы о Кабмине, о судоустройстве, о Президенте, Избирательный кодекс, об основах внешней политики, о языке)
- внедрение института префекта вместо областных и районных администраций
- прямой запрет на федерализацию, но также закрепление понятия "Крымская автономия", которое бы базировалось на исторических правах крымскотатарского народа
- определение фермерского хозяйства как основы аграрного устройства Украины
Есть тут целый ряд странных положений - типа согласование вето с КС - де-факто э
то означает право президента обратиться в КС, но такиим же правом обладает и группа депутатов.
Кроме того к проекте содержится целый ряд популярных, но явно непроходных предложений, что придает самой идее откровенно популистский и не политический, а рекламный характер. Но задача создания наконец нормального разделения властей вместо украинского уродца (или власть у и кабинета над всей исполнительной вертикалью, а контроль - у Рады, или у президента - но не у обоих как сейчас) - такая задача не то, что актуальна а абсолютно необходимое условие выживание.
И на мой взгляд - категорически необходимо прекратить популистскую болтовню о "священном праве народа" выбирать себе президента.
Уж хотя бы потому что с этим своим священным правом вместе с другим священным правом на землю народ оказался самым нищим в Европе и начинает успешно откатываться прямиком в центральную Африку. И потому, что при некоторых колебаниях, но мы видим устойчивую тенденцию: те персоны, которых народ выбирает согласно своему священному праву, оказываются в этой роли все хуже и хуже.
И прежде всего потому. что в наших конкретных условиях священное право народа выбирать главу государства с "железной необходимостью", как учили нас марксисты, превратилось в неотъемлемое право олигархов - выбирать арбитра, удобного для них.
А это совсем не то, что "священное право народа". Самым священными из всех прав народа является право на достойную жизнь, а именно это право и отменила нынешняя конституция