Эпитафия интеллигенции

Apr 22, 2018 18:22

Русская интеллигенция есть группа, движение и традиция,
объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей
/Георгий Федотов/
Олег Батлук

Сейчас это краснокнижное понятие. И краснокнижный типаж.
Интеллигенция стремительно вымывается современностью, как культурный слой почвы. В профессии, которые традиционно считались «интеллигентными», приходят новые люди. В Древнем Риме выражение «новый человек» было ругательством, кстати.

В закате интеллигенции нет исторической драмы. Все закономерно.
Мне кажется, интеллигенция - это сугубо советское явление. Марксистско-ленинская теория классов в СССР на практике де-факто создала этого Франкенштейна - интеллигенцию. В эту «прослойку», как в некое культурное гетто, были негласно сосланы все несерийные, бракованные идеалисты, которые отличались от типового идеологически квадратного советского человека.

К несчастью, они слишком много читали. И знали о том, что любая идеология - это кладбище идеалов.

Интеллигенция как некая социальная мутация была продуктом советского общества. В постсоветскую эпоху в такой сегрегации больше нет необходимости. Маятник качнулся в противоположную сторону: в наши дни на ярмарке мировоззрений каждый может подобрать себе любую невидаль по вкусу.

У меня дома как-то сломался компьютер. Я вызвал мастера. Приехал молодой парень. Он обратил внимание на мою клавиатуру: на ней отсутствовало несколько клавиш с буквами. Я порой очень сильно барабаню по кнопкам, когда не успеваю за мыслью, и вот результат.

«Ого, а это баг или фича?» - спросил меня тогда юный программист.

Вот так же с этим вопросом про интеллигенцию. Интеллигенция - это баг, программный сбой, глюк или все-таки фича, что-то полезное, важная особенность?

Мы безусловно теряем само это слово - «интеллигенция». Ну, и пес с ним, оно все равно очень сложно пишется. Что еще?

Мы, скорее всего, теряем людей, у которых будет щемить сердце от «когда волнуется желтеющая нива». И что? Если где-то защемило, посмотри передачу доктора Малышевой, и все расщемит.
Это несерьезно. Что-то еще?

Мы наверняка теряем некий процент воспитанных людей в обществе. Это однозначно. Правда, процент не очень большой, если уж мы о процентах.Воспитание - это штучная и дорогостоящая вещь. Воспитанных людей нельзя печатать типографским способом, как обои. Это каллиграфия. Только хамство можно производить на конвейере.
У интеллигентного воспитанного человека развито чувство границы. Он точно знает, где нужно остановиться. Он уважает чужие заборы, как бы криво они ни были поставлены.

Владимир Набоков вспоминает, как однажды столкнулся с трудностями, когда попытался перевести для своих американских студентов на английский язык русское слово «пошлость». Мне кажется, в современной России это слово точно так же нуждается в переводе на русский язык. Мы с большой вероятностью скоро совсем потеряем тех, кто будет понимать, что это такое.

Какой прок от каллиграфии, если вокруг все больше Хрущевых на бульдозере? И не по профессии, а по призванию, что в корне меняет дело. По своей простой одноразовой вере в хлеб или в зрелища.

Что, это все? Больше ничего не теряем?
Глобально да, это все.

А когда-нибудь, во вполне обозримом будущем, мой сын подойдет к моему книжному шкафу, покажет на книгу и спросит: «Папа, а это что? Баг или фича?»

Ну, уважаемый автор вполне себе неправ. Из эпиграфа явствует, что интеллигенция вполне существовала до СССР. Потом была как раз этим самым СССР вполне изведена. Потом возродилась.
А сейчас похоже умирает.

Автор рассматривает интеллигенцию как носителя специфической не массовой образованности, такого же не массового воспитания.
Штучная штучка, ручное производство - непрактичное.

Да, такое вроде бы исчезает. Тонкость чувств попадается все реже - и все менее востребована.
Чувства стали рациональны, женщины практичны, пейзажи неинтересны.
Немножко скучно - на мой несовременный вкус, наука стал интереснее чувств, а чувства слишком смахивают на смесь ощущений и расчета.

Но между прочим, такое ведь уже случалось в истории. Когда в узком обеспеченном классе, который к тому же лишался не толко забот о хлебе насущном, но и забот о карьере и власти - ибо доступ туда был перекрыт, - возникала необыкновенная утонченность воспитания, манер и чувств.
Когда нельзя было уйти от женщины утром - и не прислать ей стиха в благодарность.
А тот, кто не умел стихи слагать, должен был довольствоваться проститутками.

Эта эпоха оставил замечательные литературные памятники, называлась она эпоха Хэйан (мир и покой) и кончлиась она страшными смутами и войнами, в которой вся эта эстетика и утонченность были разгромлены, а власть прочно перешла к наемным воинам-самураям и их вождям - сегунам. Война кланов Тайра и Минамото подвела итог. ("Сказание о доме Тайра" и "Повесть о Ёсицуне", где описаны подвиги и война братьев Есицунэ и Ёритомо, победителей Тайра, есть на русском и в сети, последнее перевел Стругацкий; прекрасное введение в культуру Хэйан представляют замечательные "Записки у изголовья" Сей-Сёнагон, прошу прощения у тех, кто все это знает гораздо лучше меня).
Но ведь какая утонченная была культура...

Я это к тому, что мир утонченной культуры и воспитанности возникал в истории не раз - и это всегда предвестник серьезного кризиса - так возникновение русской интеллигенции было предвестником краха Империи. а появление настоящей советской интеллигенции предсказывало конец СССР.

Но мне как представителю этого умирающего племени жаль, что все это уже не внятно моим студентам, впрочем им и Высоцкий уже не понятен.
Как жаль сильно опрактичнившихся отношений и уж слишком рационально мыслящих женщин - что-то безусловно утеряно, однако ничего нельзя приобрести, ничего при этом не потеряв.

Но понятно, что похороны происходят прямо у нас на глазах.
И уже прозвучала эпитафия

Люди сметки и люди хватки
Победили людей ума -
Положили на обе лопатки,
Наложили сверху дерьма.

Люди хватки, люди сноровки
Знают, где что плохо лежит.
Ежедневно дают уроки,
Что нам делать и как нам жить.

интеллигенция, Сноб

Previous post Next post
Up