Соучастие Запада в российской клептократии
"Часто говорят, что Россия - это конкурент Запада, но так говорить неправильно. Эта страна существует ради выгоды Владимира Путина и его круга олигархов. Этот режим - модель только для других таких же клептократов", - пишет обозреватель Financial Times Эдвард Люс.
"Большая часть мира не хотела бы иметь такую же политическую систему или такой же уровень жизни, как в России. К сожалению, главная идеологическая угроза для стран Запада - внутренняя. Денежная машина Путина вскрывает слабости в западной морали. Его агенты не смогли бы этого сделать без нашего попустительства", - пишет Люс.
"Это в особенности касается США и Британии, в которых, по контрасту с большинством стран Евросоюза, разрешено анонимное владение собственностью", - пишет обозреватель.
Из-за этого США и Британия стали прибежищами для отмывателей денег. В США ежегодно отмывается около 300 млрд долларов, в Британии и на ее заморских территориях - до 125 млрд. Личное состояние Владимира Путина оценивают в сумму от 50 до 200 млрд долларов. "Почему мы ничего не делаем, чтобы как-то подорвать [финансовое благополучие Путина]", - задается вопросом автор.
"Изгнание странами Запада 130 российских дипломатов похоже на настоящие действия, и, разумеется, это гораздо лучше, чем ничего. Однако само по себе оно никак не повлияет на цикл отмывания денег", - пишет Люс.
Мотивация американского президента и британского премьера, резко критикующих Россию после нападения на бывшего двойного агента Сергея Скрипаля в британском Солсбери, заслуживает отдельного обсуждения, считает Люс.
В случае с Лондоном это нежелание политиков, в первую очередь Терезы Мэй, мириться с происходящими в Британии в последние годы подозрительными смертями россиян, включая Бориса Березовского и российского бизнесмена Александра Перепиличного.
Теперь власти начали действовать. "Однако изгнание дипломатов мало что изменит. Большая часть денег на рынке недвижимости Лондона принадлежит русским. Слишком много лондонских банков, агентов недвижимости и компаний лакшери-сегмента процветают на российских деньгах", - считает автор.
Как и Британия, США уязвимы для российских денег, и там тоже происходят странные преступления, пишет Люс, вспоминая о смерти бывшего министра печати России Михаила Лесина, найденного в 2015 году мертвым в номере вашингтонского отеля. Как и в случае с 14 смертями в Британии, расследование смерти Лесина шло, кажется, без большого энтузиазма.
"Несмотря на следы побоев на теле, власти через несколько месяцев постановили, что смерть была несчастным случаем. Господин Лесин на следующий день после гибели должен был встретиться с федеральными следователями [США] и передать им информацию", - добавляет Люс.
"Удивительно ли, что господин Путин теперь так осмелел?", - задается вопросом автор.
"Большая часть Запада неправильно видит российскую угрозу. Экономика России не больше итальянской, а ее армия - в ветхом состоянии. Ею правит автократ, который не отпустит власть из страха потерять все. Оружие, которого больше всего боится Путин - прозрачная бухгалтерия", - отмечает Люс.
ВВС Запад демонстрирует солидарность в зоне, которая не стоит ему ничего - в символической зоне. Если этим все и окончится, то можно будет сказать, что путинское окружение и он сам отделались легким испугом. Но конечно - размещая у себя такие огромные деньги англоязычные образцы открытого общества и прозрачного бизнеса имеют немалый профит.
Между прочим, это создает им определенное конкурентное преимущество, и те, кто присоединился к ним нехотя и в порядке солидарности могут потребовать от инициаторов более конкретных шагов.
Насколько я могу судить, Британии избежать ограничительных мер по отношению к сомнительным деньгам из России не удастся.
Однако мне кажется, что Трамп постарается спустить историю на тормозах и ограничиться символическим выдворением некоторых шпионов. Так что несмотря на угрозы, несмотря даже на закон, проголосованный обеими палатами Конгресса, русским деньгам пока что всерьез не угрожают.