Их нужно выслушать - и выслушать внимательно (окончание)

Feb 13, 2018 19:02


Я завершаю начатую вчера публикацию материала ЗН, посвященную опросу членов семей тех, кто погиб на Донбассе, защищая Украину. Речь пойдет о прощении тех. кто поддержал иностранное вторжение в той или иной форме.
О прощении будут говорить родственники убитых - и это все время следует держать в памяти

Анастасия Береза, Юлия Мостовая, Сергей Рахманин



Цветущее дерево со сломанной веткой - так нарисовала войну львовская девочка Настя.

Нет, никто не забывает, что мы говорим о сравнительно небольшой группе людей. Но едва ли кто-то станет спорить с тем, что мнение 1000 семей обществу и власти услышать стоит. И не только из уважения к тем, кого эти люди потеряли на войне.

Особенно, когда речь заходит о наказании/прощении тех, кто так или иначе повинен в разжигании войны. Члены семей павших воинов имеют право говорить об этом, пожалуй, с бОльшим основанием, чем кто-либо другой.














Подавляющее большинство уверено: не могут быть прощены лица, повинные в тяжких преступлениях, совершенных в ходе войны. Две трети опрошенных считают, что не заслуживают прощения (амнистии) те, кто воевал против украинских военных. Почти столько же не считают возможным прощать верховодов псевдонародных республик. Абсолютное большинство выступает за наказание организаторов референдума. И, наконец, более трети опрошенных родственников погибших при исполнении воинского долга, не готовы отпускать грехи даже тем, кто голосовал на "референдуме". Простить всех высказали намерение только 5%.

Сурово? Как сказать. КМИС, по просьбе ZN.UA, задавал аналогичные вопросы об амнистии в рамках всеукраинского исследования, проведенного совсем недавно, - в декабре прошлого года. Ответы 2000 респондентов, репрезентативно представлявших все регионы страны, практически ничем не отличаются от ответов участников нашего нынешнего исследования. За исключением, разве что, одной детали. Согласно данным всеукраинского опроса, отказались прощать тех, кто голосовал в 2014-м на псевдореферендуме, 44% граждан страны. Члены семей погибших бойцов оказались на 7% милосерднее.

Интересно, кто именно рискнет озвучить эти цифры "нашим западным партнерам" на очередном раунде "минских" переговоров? Напомним, что 5 пункт Минского протокола предусматривает "помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины". Соответствующий закон принят Верховной Радой, но не вступил в действие. И он предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности и тех, кто в той или иной форме препятствовал проведению АТО, и "чиновников" самопровозглашенных "органов власти" в ОРДЛО, и даже участников незаконных вооруженных формирований. Амнистия невозможна лишь для лиц, совершивших тяжкие преступления либо причастных к гибели малазийского "Боинга".

Подытоживая сказанное, отметим: с нашей точки зрения, родственники павших готовы к примирению, не отождествляя его со всепрощением. Подавляющим большинством не движет чувство мести, но они верят в неизбежность наказания. Они не отталкивают население бунтующих земель, но не готовы заключать их в объятия как ни в чем ни бывало. Справедливость для них важнее возмездия. Поэтому жесткое требование кары для виновных в их ответах мирно соседствует с ожиданием постепенного и бескровного воссоединения украинских земель.

А этот вопрос формулировать и задавать близким людям невернувшихся с фронта, пожалуй, было сложнее всего. Потому что тяжело соотносить утрату с результатами достижений живых. Потому что мы опасались ответа, который могли получить.



Но оказалось, опасались зря. 75% матерей, вдов, отцов, взрослых детей, сестер и братьев считают, что гибель родного человека была не напрасной. "Они выполняли свой долг и защищали страну". Семьи не просто тешат себя этим, а верят в то, что это так и есть. Именно поэтому они столь чувствительны к вопросам памяти и проявлениям уважения государством и обществом к павшим за нас.

И все же 16% считают гибель родных "напрасной жертвой, которая ничего не изменила". Мы не можем заглянуть в окна этих семей и понять, почему они так считают. Может потому, что в обществе нарастает жужжание: мол напрасными были и Майдан, и "Небесная сотня", и "Небесная гвардия"...

Нам неловко за себя и поэтому так важно гордиться ими.

Кого семьи погибших в бою винят в потере близких людей? Оказалось, что 60% опрошенных возложили ответственность на власть: чужую российскую - 34%; свою украинскую - 13%; маленькую командирскую - 13%. И только 5% виновными №1 считают воюющих на стороне "ДНР" и "ЛНР". Как видим, - и тут борцам за отдельно взятое донбасское счастье отказывают в самостоятельности действий. Несколько выбивается из региональных показателей Восточный регион - там непосредственные нажиматели курков и кнопок получили 12%. И это объяснимо, ведь Восток Украины знает противостоящих не абстрактно, а поименно.



Каждая третья семья погибшего в российско-украинском конфликте, в отличие от властей Беларуси, Казахстана, Китая, Индии, Северной Кореи, Сирии и длинного списка других государств, не желающих портить отношений с Кремлем, прекрасно знают, если бы не российская власть, боеприпасы на Донбассе закончились бы еще в мае 2014-го - одновременно с деньгами и желающими воевать. Поэтому обвиняющие российскую власть 34% так ровно распределились по всем регионам.

Роль украинской власти, во времена наибольших потерь командовавшей обороной на костылях волонтеров и руками добробатов, также оценили во всех регионах одинаково, за исключением Киева, отдавшего большее предпочтение философскому "Никого".

17 же процентов не винят никого. Горе бывает больше правды о его причине. И это можно понять.

У людей, обожженных утратой, мы спросили:



Мы можем удивляться, поражаться и восхищаться. Вот же ж народ! Можно злиться на него за патернализм, хвататься за голову от безответственности политического выбора, отчаиваться, видя его пассивность… Но в какой-то момент, как бритвой Оккама, срезается ороговевшее и предстает главное, за что ты опять в него влюбляешься: милосердие, гуманизм, эмпатия, человечность.
52 процента членов семей погибших испытывают к семьям тех, кто погиб в боях против украинских военных, СОЧУВСТВИЕ. Да - наказать за войну, тяжкие преступления, организацию референдума, суррогатные государственности. Да - вернуть территории. Да - не давать никаких особых статусов. И при этом, Да - понять и разделить боль такой же потери. С такими же человеками. Знаете, что это означает? Это означает, что обожженное и сломанное дерево, когда-то обязательно восстановится. Эти 52 процента людей дали ему шанс.

Исследование проводилось путем телефонного опроса в период с 18 по 27 декабря 2017 года. Номера случайным образом отбирались из базы данных, предоставленной "Небесной гвардией". Распределение опрошенных по макрорегионам (Запад, Юг, Восток, Центр, Киев) - пропорционально количеству погибших военнослужащих, ранее проживавших в соответствующей части страны. 59% опрошенных отвечали на украинском языке, 41% - на русском.

Мостовая, война-последствия, ЗН, социология

Previous post Next post
Up