Недавно появившаяся новость
об отказе венского суда в запросе Испании на экстрадицию Фирташа пробудила у главреда издания
Сони Кошкиной
воспоминания. Это воспоминания о том, как рассыпалась не родившись "ширка". Тогда, перед выборами 2010 родился проект, как мне кажется прежде всего в штабе Тимошенко создания "широкой коалиции" между ПР и БЮТ. Причем проект был задуман широко: планировалось провести изменения в конституцию, которые практически гарантировали этим двум партиям "вечное правление", как минимум - вечное в пределах дееспособности двух лидеров: Тимошенко и Януковича. Они должны были править совместно, периодически меняясь креслами: когда один садился в кресло президента, другой становился премьером - такая себе вечная власть на двоих.
В те времена ходили упорные слухи. что развалил ширку Ющенко, воспользовавшись Фирташем как посредником.
Кошкина описывает картину в деталях.
Итак: мизансцена.
Загороднее поместье Януковича. В помещении - сам Виктор Федорович, Андрей Клюев и еще несколько человек заняты согласованием последних деталей большого «коалиционного договора». Проще говоря, делят шахматку - что, кому, в каких пропорциях - министры, потоки, ведомства и т.д.
Внезапно в комнату заходит сотрудник резиденции: «Виктор Федорович, там к вам представитель Президента приехал», - сообщает вкрадчиво.
Президента, стало быть, напоминаю, Виктора Андреевича.
Виктор Федорович выходит.
Вернувшись спустя какое-то время, ошарашивает присутствующих (они его дожидаться остались - важное ж дело прервали) новостью: «Ширки не будет»!
То есть, как не будет?
Что случилось?
Мы же уже обо всем договорились почти!
С кем вы встречались?
Что вам пообещали?
На все - один ответ: «Не будет ширки. Точка».
Это уже сейчас мы знаем, что Янукович склонен принимать судьбоносные для себя решения за пару минут, под влиянием неких факторов, а тогда сие было в новинку.
Кто же был тем загадочным «представителем Президента», переломавшим «ширку» в последний момент?
Дмитрий Васильевич Фирташ.
Бессменный охранник Андрея Клюева Виталий, дежуривший на улице, видел, как он выходит из кортежа. О чем, естественно, доложил потом весьма расстроенному шефу.
К чему это я? Немало ж лет прошло.
Да, к тому, что вчера едва ли не самой обсуждаемой темой в кулуарах как Банковой, так и Грушевского, было: «Значит ли решение суда, что Фирташ теперь вернется? Если да, то когда?».
Обсуждая, вспоминали старый анекдот о том, как в лесу воевали партизаны и немцы. То немцы партизан погонят, то партизаны - немцев.
В итоге пришел лесник - выгнал из лесу и тех, и других.
Нет, решение суда не значит, что Фирташ вернется. И то, что история тянется три с половиной года не значит, что кто-то хочет спустить дело на тормозах. Просто западный суд работает медленно, а богатый человек, способный нанять хороших и дорогих адвокатов, может затягивать дело. Что и происходит.
Но к Фирташу есть много вопросов у американских прокуроров. А учитывая его особую роль, а значит и особую осведомленность, в делах российских, именно сегодня интерес американской фемиды к Фирташу особенно актуален. И я думаю, что Дмитрия Васильевича ожидает путешествие на запад.
Но если заговорит Фирташ, у целого ряда наших политиков могут начаться серьезные проблемы. И не только у Бойко и Левочкина, у тех, кто прикрывал их все эти годы, проблемы могут начаться тоже.
А так - любопытная картина, тем любопытна, что рисует портрет Януковича. И напоминает о подвигах некоторых борцов за демократию с обеих сторон.