Леонид Бершидский В прежние времена американские и советские дипломаты могли вести прагматичную коммуникацию, даже если публично их лидеры использовали разную риторику. Генри Киссинджер описывал своего давнего коллегу, министра иностранных дел СССР Андрея Громыко как "противника, коллегу и друга - все в одном". "Мы пытались предотвратить ситуацию, когда советским лидерам пришлось бы принимать быстрые решения, - вспоминает Киссинджер. - Мы пытались сообщать им заранее, что думаем и почему. Я старался говорить Громыко: "Я все еще не знаю, что мы предложим, но я тебе скажу, о чем мы думаем. Спустя некоторое время он стал делать так же".
Сегодня такое общение невозможно. Встречи с россиянами токсичны и потенциально могут уничтожить карьеру, так что контакты минимальны и формальны. Неприятные сюрпризы, которых пытались избежать Киссинджер и Громыко, теперь стали нормой. Если в Москве пытаются рассмотреть политические планы между строк в твитах Дональда Трампа, то в США американский истеблишмент старается понять российскую стратегию по публичным заявлениям Владимира Путина и его союзников. Диалог мертв.
Рассмотрим взаимоотношения Курта Волкера, спецпредставителя США по вопросам Украины и Вячеслава Суркова - советника Путина. Вот как украинский депутат процитировал слова Волкера о Суркове (скорее всего, это достоверная информация, поскольку Волкер затвитил нечто подобное): "Когда мы первый раз встретились с Владиславом Сурковым, он выразил встревоженность положением русскоговорящего населения Украины. На что я ответил, что сам был в разных частях Украины, в том числе, в восточной, и могу сказать, что русскоговорящему населению плохо только там, где находятся российские войска. Так может мы просто выведем их оттуда? Это решит все проблемы и снимет вашу встревоженность! "
Такая позиция не совсем подходит для переговоров или даже разговора. Не потому что Волкер ошибается, а потому что бессмысленно требовать от Суркова за закрытой дверью вывести российских военных из Украины, когда Россия даже не признает, что они там есть, или из Крыма, который РФ не признает частью Украины.
Вскоре после этого Сурков опубликовал длинную колонку, которая, по-моему, выглядит его ответом. Сурков дает понять, что говорить с западными коллегами бессмысленно, ведь все, что они делают - это подбрасывают ему подходящие лозунги. Это похоже на ощущения представителей Запада, когда те общаются с россиянами. Обеспокоенность Суркова о русскоговорящих украинцах не более чем лицемерный лозунг. Когда сталкиваются эти противоборствующие дискурсы, прогресс невозможен.
Федор Лукьянов - один из самых ярких журналистов-международников в Москве, считает, что Россия пытается манипулировать дискурсом с использованием технологий "постправды", потому что ей не хватает содержательных идей, а Запад боится этих манипуляций, потому что не хочет потерять монополию на правду. Это, вероятно, точный диагноз интеллектуального кризиса, влияющего на политическое и дипломатическое взаимодействие. Стороны общаются, чтобы набрать очки, а не решить реальные проблемы, которые очень дорого обходятся.
Не хватает трезвой практичности таких людей, как Киссинджер и Громыко, способных избегать ловушки формулировки "Я прав, ты - нет" и сосредоточиваться на том, как не допустить полномасштабную войну. Хорошие старомодные политические махинации могут немного ослабить напряжение, если мы не хотим, чтобы новой нормой стало напряжение с непредсказуемыми последствиями.
Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View
по ссылке Такого диалога, какой был у Киссинджера и Громыко, сегодня нет - и это создает проблему, в этом согласны аналитики с обеих сторон. Однако он не складывается ене только потому, что Россия все время лжет, проблема лежит глубже.
В восьмидесятые годы имелся пусть относительный, но паритет сил и возможностей СССР и США. причем возможностей не только военных, но и политических, и экономических, и научно-технических. Да, СССР был слабее, но не в десять раз. Между прочим, и это тоже факт, он одновременно был и ответственнее России сегодня. И имея реально сопоставимую мощь, был прежде всего заинтересован в сохранении статус-кво и лишь во вторую очередь - в расширении своих зон влияния.
Равно как и США.
Но сегодня ситуация объективно совершенно иная.
Относительный паритет наблюдается лишь в военной области, да и то только в сфере атомного оружия - рейд "Адмирала Кузнецова" в Средиземное море, его фото с этими чадящими трубами лишь наглядно продемонстрировали пропасть, разделяющую современный американский и российский уровень военно-технических возможностей. В экономической, научно-технической и политической сферах разрыв огромен и он продолжает расти.
При этом Россия требует невозможного - чтобы ее признали равной Западу силой вопреки реальности. Потому Россия ведет себя как СССР ноне 80-х, а начал тридцатых годов, когда политика была направлена на подрыв стабильности в Европе и союз с любыми даже самыми маргинальными и экстремистскими силами - лишь бы против буржуазного порядка. Политика, которая в конечном итоге привела к катастрофе 1941 года.
Несоответствие запросов России и ее реальных возможностей, попытка добиться с своего, поддерживая опять любые маргинальные движения,лишь бы против ЕС и США, и, разумеется, постоянное вранье и упорное отрицание очевидностей создают тупиковую ситуацию на любых переговорах.
Американцы не могут признать в качестве основы переговоров нечто, что никак не вписывается в реальность: Россия не есть мировой силой, наряду с США, ЕС и Китаем, это объективная реальность, сегодня Россия есть региональная держава.
И в угоду России никто не будет пересматривать мировой порядок, сложившийся в 90-е. А политика России скорее всего приведет ее к саморазрушению, но не разрушит мировой баланс сил.
Как известно, политика вообще есть искусство возможного. А Россия стремится к невозможному, что крайне затрудняет любые содержателные переговоры с Россией. Тем более, что сама она никакие Договоры не считает для себя обязательными.
PS Отдельно отмечу высказывание Волкера - он почти повторил то, что я твержу уже три года. Русским в Украине реально плохо только там, куда пришли российские войска (Крым пока что не рассматриваем). Во всей остальной Украине русские живут вполне нормально и ничем не хуже украинцев. Должен же был наконец хоть один западный деятель сказать очевидную правду