Иметь и не иметь

Sep 07, 2017 12:01


Элизабет Гароун BBC Capital

6 сентября 2017



Многих супербогачей больше не интересуют дорогие безделушки, роскошные автомобили, виллы и яхты. Они хотят получать новый для себя жизненный опыт, который тоже можно назвать роскошным - не только потому что дарит необычные впечатления и ощущения, но и потому что стоит очень дорого.

Компания Bluefish из Лос-Анджелеса, которую основал Стив Симс, обслуживает очень богатых. Она предлагает исполнить любой их каприз. Хотя, как выясняется, и для желаний супербогачей есть ограничения.

Симс готов организовать буквально всё - от частного ужина на шестерых у ног скульптуры Микеланджело "Давид" во флорентийской Galleria dell'Accademia (и во время ужина вам будет петь серенады знаменитый итальянский тенор Андреа Бочелли) до экскурсии в батискафе "Мир" к лежащему на дне океана "Титанику".
Впрочем, когда потенциальный клиент поинтересовался, можно ли организовать для него взрыв ядерной боеголовки, он получил отказ.



Добро пожаловать в мир "эмпирической роскоши", в котором миллиардеры больше не нуждаются в дизайнерских сумочках или часах "Ролекс". Вместо этого они хотят получать невиданный прежде опыт - то, что можно испытать раз в жизни и воспоминания о чем станут эксклюзивными.

Для этого и существуют компании, предоставляющие так называемый консьерж-сервис, а если совсем просто - осуществление любых желаний богачей. Разумеется, в рамках закона и общественной морали. Предоставление уникального опыта - это то, что движет сейчас люксовый рынок, индустрию роскоши.

"Мы наблюдаем просто сейсмический сдвиг - идет отказ от того, что раньше называли "понтами", - рассказывает Аарон Симпсон, сооснователь и управляющий лондонской компании Quintessentially, предоставляющей консьерж-услуги для сверхбогачей.

Появлению этой тенденции способствовали несколько факторов, считает Кит Уилкокс, адъюнкт-профессор маркетинга в Колумбийском университете.

Во-первых, после финансового кризиса 2008 года демонстрация богатства и статуса стала осуждаться обществом, объясняет он.
Есть также растущее понимание того, что "покупка опыта" повышает общую удовлетворенность жизнью - гораздо сильнее, чем материальные покупки, подчеркивает Уилкокс.
И наконец, увлекательное и организованное именно для вас путешествие - это гораздо более эксклюзивная вещь, чем любой предмет роскоши.

Новый тренд, безусловно, сформирован миллениалами (поколением родившихся после 1981 года - Прим. переводчика), считает директор Центра исследований поведения покупателей Йельской школы менеджмента Рави Дхар. Он вполне ложится в русло более общих тенденций - например, брать напрокат, а не покупать (что угодно - от автомобилей до ювелирных изделий).

Вдобавок приобретение уникального опыта имеет психологические плюсы, связанные с тем, что вы делаете и испытываете нечто редкое.
"Людям нравится быть теми, кто делает что-то первым, кто знает нечто недоступное большинству - чтобы потом рассказывать об этом другим", - говорит Дхар. Эксклюзивный опыт повышает самооценку этих людей, дает им повод гордиться, что они это испытали, говорит Уилкокс.

Это действительно значимый и серьезный сдвиг. И я не могу представить себе скажем Цукерберга или Маска владельцем домика для уточки, обладателем нескольких огромных поместий или тренировочного костюма за несколько тысяч долларов, в которых щеголяли Медведев и Путин.

Нужно обладать мировоззрением этих персонажей, чтобы не ощущать, как это нестерпимо вульгарно - подобный стиль жизни, эти яхты и поместья, где все, абсолютно все просто украдено. Это вульгарно - хвастаться украденным или награбленным, это поведение мафиози конца сороковых.
И вообще выставлять в небогатой стране с вое богатство напоказ - отвратительно, а особенно противно, когда так ведут себя политики, рассужадющие по телевизору о благе народа и государства.

Но тут есть и более глубокий слой. Проблема не только в этом: казаться или быть, она глубже.
Она в дилемме иметь или быть.Даже если ты абсолютно честно и заслуженно заработал эти деньги, и стране это пошло на пользу и живешь ты в одной из самых богатых стран мира - все равно, это постыдно: хвастаться тем, что ты ИМЕЕШЬ, гордиться тем что ты ИМЕЕШЬ.

Если и можно чем то гордиться, то только тем что ты сделал и тем,кто ты ЕСТЬ.
Вот стремление быть, а не иметь и приводит к тенденции не покупать, а брать напрокат, не хвастаться имуществом, а приобретать исключительный опыт.

И может именно поэтому мультимиллиардер отдает половину состояния на благотворительность.

Не иметь.
Быть.

богатство, достоинство, ВВС, гордость

Previous post Next post
Up