По данным последнего опроса "Левада-центра", россияне назвали главными врагами своей страны США, Украину и Германию. Об основных причинах роста антиукраинских настроений в России
рассуждает директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков
Речь идет о последствиях уже трехлетней массированной пропаганды, очень агрессивной и демагогической, которая оставляет свои следы. Путинский режим в принципе держится на образе врага, на механизмах негативной идентичности, потому что других оснований для гордости, кроме как противостояние с Западом или борьба с врагами, с "киевской хунтой", с "украинскими фашистами", в общем, нет. Это такие механизмы самоподдержания собственной гордости, значимости, достоинства и прочего.
Поэтому образ врага все время необходим, он функционален. А в роли врага разные страны выступают. Если помните, лет 10 назад это были страны Балтии, которые постепенно уступали место Украине. Пики антиукраинской пропаганды были в 2008 году, во время войны России с Грузией, когда Украина не выразила готовность поддержать Россию. И особенно резко активизировалась антиукраинская пропаганда с февраля 2014 года - после Майдана, после того как Украина развернулась в сторону Европы.
Еще пять лет назад ничего подобного не было. Даже четыре года назад украинцы воспринимались как очень близкий народ, самые дружественные чувства мы фиксировали, так же как и украинские социологи. Но постепенно эта антиукраинская пропаганда переносится и на людей. Тем более что не все население имеет связи с Украиной, хотя очень большая часть, по нашим данным, примерно 28 процентов имеют родственников и близких друзей на Украине. Противостоять пропаганде люди не могут, и поэтому, когда телевидение заговорило о "государственном перевороте", о "приходе к власти фашистов", заговорило на языке Второй мировой войны, борьбы с фашизмом, то естественно, у людей начало меняться отношение.
Действительно, очень большая часть людей поверила в то, что там распространяется русофобия, поверила в притеснение русских или даже в геноцид русских в Донбассе. И поскольку тут важно не содержание, не объективность тех или иных обвинений, а непрерывность такого долбежа, то это принимается, и что важно, принимается именно как негативная установка, которая постоянно воспроизводится. И она так или иначе действует на людей, заставляя их менять отношение к простым людям на Украине.
Резкое ухудшение приходится на февраль, март, апрель 2014 года. Еще в ноябре 2013 года мы не фиксировали никакой враждебности и агрессии по отношению к Украине как государству и тем более к украинцам как народу. А потом, по мере замораживания конфликта и переключения на Сирию, на конфликт с Турцией, на конфронтацию с США, немножко начало восстанавливаться позитивное отношение к Украине.
Сейчас, именно в последние месяцы началось опять обострение - явно идет давление и крайне агрессивное освещение того, что происходит на Украине, причем демагогия здесь перерастает и в ложь, и в клевету, в крайне искаженное описание того, что там происходит. И в последние месяцы мы видим новое нарастание враждебности по отношению к Украине.
И я боюсь, что это надолго останется. Тем более что с запозданием и почти с сопротивлением, но точно такое же враждебное отношение возникло и среди самих украинцев. Там никакой русофобии, никакой агрессии по отношению к русским не было, и только лишь в ответ на антиукраинскую пропаганду там начался рост неприязни и ненависти, враждебности по отношению к России. Поэтому тут одним выключением телевизора не обойдешься, эта травма сохранится надолго.
Гудков тут описывает результаты не предъявляя их.
Но читатель сайта ЛЕВАДА-центра может легко их разыскать, а если не пожалеет времени, то найдет и результаты исследований фокус-групп.
Все что говорит тут Гудков - чистая правда, и каждому, кто регулярно следит за публикациями центра все это давно и хорошо известно.
А вот его заявление о том, что развернута антиукраинская пропаганда, что эффект достигается за счет "непрерывности такого долбежа", причем "демагогия здесь перерастает и в ложь, и в клевету, в крайне искаженное описание того, что там происходит".
Ну, а о том, есть ли такая пропаганда в России - россиянам лучше судить, я российское ТВ не смотрю. Во времена первого Майдана - да, помню, было очень много вранья: фальшивые синхроны получали и Тимошенко и Ющенко. Потом переключились на Тягнибока и опять таки врали. А когда война началась я ТВ России смотреть перестал