Мы русские - какой восторг!
/Александр Суворов/
И опять, и опять, и опять...
Крутят ту же пластинку
/Лев Ошанин/
Упреки
Читаю отклики на свои материалы в своем ЖЖ.
И слышу назойливый лейтмотив - все зло от украинского национализма.
Открываю НГ - и слышу тот же мотив от Дмитрия Быкова. А на сайте ГОРДОН упреки украинскому национализму делают такие безусловные сторонники независимой и демократической Украины как Александр Ройтбурд и Виктор Шендерович.
О разочаровании российских либералов процессами в Украине и прежде всего - излишне националистическими ценностями, которые пропагандируются в Украине - не писал только ленивый.
Вообще украинский национализм особенно не нравятся представителям двух национальностей: русским и евреям.
И мне это представляется в высшей степени странным.
Попробую объяснить, почему.
Бытовая зарисовка и немножко недавней истории
Сегодня утром моя жена, весьма патриотично проукраински настроенная еврейка, задала мне вопрос:
- Вот как много патриотических песен о России! Мы их разучивали в школе, и они хорошие.
Почему я не могу вспомнить ни одной песни об Украине?
Россия, Россия, родные вольные края,
Россия, Россия, Россия - Родина моя!
Это русские картины,
Это Родина моя!
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.
Мы, рожденные и выросшие в Украине дети, это пели. А еще мы пели про то, как хороши Амура волны, и как спят герои России на сопках Маньчжурии. И как мы не спустили славный Андреевский стяг: сами взорвали "Корейца", нами потоплен "Варяг". И как прекрасна Москва, и как много в этом звуке для сердца русского слилось...
Т.е. русский национализм мы впитывали если не с молоком матери, то с букварем. Притом вовсе не будучи русскими. И конечно мои русские критики (равно как и русские и украинские евреи, в массе своей по духу тоже русские и зачастую бóльшие русские националисты, нежели русские по крови) - вот все они подобные вещи считали абсолютно естественными - ну как дышать воздухом. И решительно никакого национализма тут не усматривали.
Как не усматривали его и в том факте, что в двухмиллионном Киеве, столице сорокамиллионного государства, где 77% составляли этнические украинцы - не было ни одного вуза с преподаванием на украинском языке
Вот не было ни единого.
И русского национализма в этом вовсе не было. Национализм был - когда большинство киевских вузов (не все!) перешли в преподавании на украинский. Вот это уже был чистой воды даже не национализм - НАЦИЗМ! И угнетение.
А вот то, что было в Киеве 300 лет властвования Российской империи в разных обличьях, потому что и СССР был всего лишь ее новым лицом, что бы там ни писал Быков, - когда сначала не было вообще никаких школ на украинском, т.е. ни вузов, ни гимназий, ни семинарий, ни даже реальных училищ - ноль! - все только по русски - тут не было национализма.
И уже после революции конечно в симулякре независимости, каким была УССР, школы украинские появились - их даже стало решительное большинство. Потому что и 80% населения родным языком называло украинский. Но уже к 80-м годам большинство школ стало русским - ведь вузов с преподаванием на украинском вовсе не было - только во Львове остались.
Я не упрекаю русских - все империи ведут себя так. НО им следует хотя бы осознать реальность истории: у огромного по европейским меркам народа отняли право учиться на родном языке. И отняли его историю - детей учили русской истории, учили восхищаться - победами русской армии и достижениями русской науки. Великой русской литературой. Великой русской живописью и музыкой. И патриотической песней - русской, разумеется, другой ведь никогда не знали
Патриотизм детей выражался только на русском языке и по русским поводам. Так нас воспитали. И я вырос именно таким. Я был уверен, что всякий национализм зло - причем был свято в том убежден, и очень долго убежден. Убеждал в этом мужа своей сестры - армянского националиста - уже в конце 80-х. И я разумеется не замечал, каким в сущности русским националистом меня вырастили. При почти врожденной любви к Украине, к Киеву и полтавскому пейзажу.
Удивление и перемена
Удивлял Израиль.
Маленький народ получил крохотную территорию, не ухоженную, плохо освоенную полупустыню без водных ресурсов и вообще без ресурсов.
И он построил на этой земле процветающее современное государство, вынужденный к тому же вести постоянную войну с несравненно более многочисленными и боле богатыми соседями, которые к тому же отрицали вообще право на существование и этого государства и этого народа.
Но народ выстоял и победил.
И с каждой новой победой израильтян, и даже не столько военной победой сколько победой над природой, в том числе и над собственной природой, что всегда труднее всего, мне становилось очевиднее - без колоссального пассионарного всплеска такое было бы в принципе невозможно.
Но - и это тоже было было очевидным - этот всплеск носил ярко выраженный националистический характер.
Т.е. вот на моих глазах такое абсолютное зло как национализм породил современное государство - свободное и демократическое, даже удивительно свободное и демократическое, принимая во внимание постоянную ни на минуту не прекращающуюся военную угрозу.
Это именно национализм превратил пустыню в цветущую землю, на которой комфортно жить - и где - давайте вспомним все расхожие мнения об евреях - нет ни одного олигарха. В отличие от Украины и России. И где есть свобода для бизнеса, хотя строили страну такие леваки, что
и Ленин на их фоне показался бы буржуазным. Потому что кибуцы - это классические коммуны, благополучно лопнувшие в России, -и дожившие в Израиле до наших дней.
С каждым годом и с каждым размышлением над феноменом Израиля я под давлением фактов вынужден был отказываться от впитанного с пяти лет, от "очевидной" истины - всякий национализм есть зло. Потому что Израиль был очевидно и конституционно националистическим,а по некоторым важнейшим признакам - даже нацистским государством.
Но я категорически отказывался признать его злом. ОН просто не был злом - притом вполне очевидно не был им. И мне хотелось бы, чтобы во многих отношениях моя страна стала похожей на Израиль. Ну например,чтобы человек моложе пятидесяти, уж во всяком случае мужчина, который при нападении на Родину не пошел воевать добровольцем, не то что в парламент, но даже в пастухи сельского стада не мог быть избранным - потому что был бы всеми презираем.
И где через армию прошли все граждане - кроме тяжело больных. Но это ведь совсем не наша армия.
И потому стал бы объектом презрения любой гражданин, наживающийся на военных поставках. Или мент, который бы вздумал "винтить" ребенка.
И я понял, что сожалею о том, что мы так мало похожи на Израиль, хотя он был куда "левее", чем мне бы хотелось.
И я начал понимать, что мои представления о национализме есть следствие недобросовестной пропаганды. И начались поиски литературы и размышления об истории.
Но текст и без того длинный.
Потому заканчиваю на сегодня но...
Хочу вернуться к теме удивления.
Мне с малолетства всей системой воспитания, обучения и пропаганды внушали русскую национальную идею - НО РУССКИЕ ПРОТИВ НАЦИОНАЛИЗМА!
Как это понять - пчёлы против мёда?
И против национализма бурно протестуют евреи - когда им удалось построить свое государство - ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ КОЛОССАЛЬНОЙ ВСПЫШКЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧУВСТВА.
И все русскоязычные евреи в той или иной степени но гордятся успехом Израиля - и безусловно правильно делают.
Т.е. подобно русским: ОНИ ГОРДЯТСЯ СВОИМ НАЦИОНАЛИЗМОМ, И РУССКИМ И ЕВРЕЙСКИМ, НО ПРОТЕСТУЮТ ПРОТИВ УКРАИНСКОГО??
Как понять тебя, Саид?
И это таки удивительно - неужто они своего национализма не видят - того, которым дышат?
Удивление.
Продолжение следует