Остановите самолет, я выйду!
/Эфраим Севела/
Павел Казарин в
своей статье для УП обращает внимание на общность тренда множества новых политических сил и новых лидеров, которые призывают по сути к одному и тому же - отказаться от будущего и повернуть назад. Однако этого не произойдет просто потому, что мир все еще движется конкуренцией и силой. А конкуренция и сила требуют совсем иного.
Ниже предлагается центральный фрагмент статьи Казарина.
"Нет у революции конца"
Российский историк Павел Пучков пишет, что изначально
повестка любых революций сводилась к двум пунктам: преобразовательский потенциал и апелляция к будущему. Но во второй половине ХХ века определение устарело: новые революции стали скорее контрреволюциями. Их образ будущего отсылал к прошлому. Предлагалось не столько двигаться вперед, сколько возвращаться назад - в некий идеальный "золотой век".
Сам Пучков связывает это с тем, что в конце ХХ века будущее стало слишком непредсказуемым, чтобы его моделировать. Условное "завтра" перестало быть понятным и люди стали подменять будущее - прошлым. На смену концепту "сегодня - это несовершенное завтра" начала приходить идея, что "сегодня - это испорченное вчера". И нет ничего удивительного, что на знаменах нового тренда прописались антидемократизм, антисистемность и консерватизм.
Возможно, тренд контрреволюций рождается из страха обывателя перед переменами. Будущее непредсказуемо, изменения стремительны, а новая реальность заставляет человека "бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте". Это рождает страх и жажду остановки.
Все, кто пытаются оседлать эту волну настроений, предлагают простые ответы на сложные вопросы. В каждом конкретном случае предлагается вернуть страну ее гражданам, защитить национального производителя от мирового рынка, отказаться от глобального в пользу локального.
Название статьи Казарина "Бегство от будущего" явно отсылает к знаменитой книге Эриха Фромма "Бегство от свободы", Фромм написал ее в 1941 году под колоссальным впечатлением от оглушительных побед фашизма, и не только в Германии, а во всей Европе. Тогда страх перед личной свободой, стремление "раствориться в массе", страх перед личной ответственностью породили наступление тоталитаризма.
Сейчас главным страхом общества стал страх перед стремительностью перемен
Понять напуганных темпом перемен людей вполне можно.
Печально иное - им не удастся объяснить, что их пожелание невыполнимо.
И что политики, которые обещают им простые ответы на проблему "взбесившегося прогресса", - обыкновенные жулики и шарлатаны.
И как попытка сбежать от свободы в тоталитаризм закончилась крахом тоталитарных режимов в Европе, точно так же попытка сойти с самолета технического и экономического прогресса может закончиться только катастрофой.
Наживутся жулики от политики, а страны получат экономический кризис - и хорошо если у элит хватит разума и единства вернуться к отвергнутым идеям.
А если победит популизм и требование "более решительно и энергично" отвергнуть гнилую цивилизацию с ее лозунгами личной свободы, глобальной экономики, гендерного равенства и быстрых социальных перемен, заменив их "консервативными ценностями" - такие страны ожидает неизбежный крах.
Подобный той катастрофе, которую мы все уже пережили в связи с крахом тоталитаризма, который тоже был в культурном плане весьма консервативным.
И ка же быстро все оказалось забыто...
Поистине - история не учит.
Но карает