Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла
/И.В. Гёте «Фауст»/
История с ценами на сахар
Когда-то давно, в эпоху позднего брежневизма ко мне обратился один дипломник Института пищевой промышленности. Он был технологом, и его дипломным проектом был проект реконструкции сахарного завода. Он сделал весь проект, но вот экономическая часть у него никак не получалась. В то время эта часть была малым довеском на 2-3 страницы к технологическому проекту, хотя и обязательным довеском. Нужно было в итоге выйти на показатель немного ниже принятой оптовой цены, по которой сахар отпускался заводом; тогда эта цена составляла 640 руб. за тонну сахара (люди постарше помнят, что нам отпускали сахар по 780р. за тонну - т.е. зарабатывало государство на покупателе немного).
Задачка казалась совсем несложной, на пару часов счета. Но как я ни бился, даже при самых больших натяжках, получить себестоимость выше 550-555р. за тонну никак не получалось.
И я начал «учитывать реальность», уже не для диплома, просто для собственного интереса. Я сделал предположение, что каждый рабочий за смену украдет мешок сахара, что примерно соответствовало действительности - цена подросла до 563-567, но и только.
Дальше я предположил, что каждый работник заводоуправления каждый день ворует трехтонку сахара,- я о таком не знал, но предположить нечто подобное было можно.
Ну и что в итоге ? - жалкие 581-583.
И вот тут реальность советской экономики начала мне открываться - во всей своей красе. Никакие мотоциклы с мешками, на которых увозили украденное рабочие, тут помочь не могли. И грузовики управленцев тоже - постепенно мне становилось ясно: воровали регулярно и увозили не грузовиками, а эшелонами, числа доказывали это абсолютно беспощадно и неопровержимо.
Осенило!
Есть особенности производства сахара, которые важны для последующих выводов. Дело в том, что сахарная свекла плохо хранится и довольно быстро начинает гнить. Поэтому увозить и перерабатывать ее нужно тоже очень быстро. Сахарный завод работает 6-8 недель в году поздней осенью, все остальное время он стоит в ожидании следующего урожая. Но эти 6 недель для завода страда, работает он круглосуточно и бесперебойно - ведь он зарабатывает себе на весь год! Ясно, что даже день простоя для сахарного завода подобен смерти.
И когда я понял, что сахар увозили эшелонами, у меня вдруг как будто в голове щелкнуло. По программе "Время" я многократно видел (вспомним эпоху) горы каменного угля, реже - горы руды. Шла эта картинка под слова комментатора, иногда под синхрон директора/главного инженера в костюме и галстуке или даже шахтера, с черным от угля лицом и в каске. И то, что все они говорили, сводилось к двум словам - подвижной состав. Грубо говоря, шахте или карьеру не давали вагонов, чтобы вывести свою продукцию. Вагоны были жутким дефицитом. Подвижной состав! - эти слова звучали как заклинание.
И вот тут меня ОСЕНИЛО.
Я многократно видел жалобы директоров шахт, карьеров и даже металлургических комбинатов. Но никогда, ни разу в жизни я не слышал, чтобы на отсутствие подвижного состава жаловался директор сахзавода. А ведь для него отсутствие вагонов для завоза свеклы и вывоза продукции много критичнее, чем для любой шахты.
Так может просто начальство в лице секретарей райкомов-обкомов это понимает и в этом весь секрет? Да ни за что!
В СССР существовала строгая иерархия важности определенных производств и видов деятельности. И директор завода, идущего по ведомству пищепрома, ну никак не мог сравниться по важности и влиянию с директором шахты или меткомбината. Так же как рабочий сахзавода - даже и не пролетарий, полукрестьянин из Винницы, по железной убежденности начальства от райкома до Леонида Ильича ЛИЧНО - живущий воровством и потому справедливо имеющий нищенскую зарплату (замечу, что убежденность имела основания) ну никак не мог равняться в социальной значимости с шахтером. Посему пусть даже дефицит вагонов на сахзаводе мог сказаться сильнее и много сильнее, чем на шахте - все равно обкомовское начальство будет гораздо активнее способствовать проблемам шахты, чем сахзавода - уж так был устроен СССР, такие в нем законы действовали.
НО…директора сахзаводов всегда успешно проблему своих вагонов решали. И очевидным образом решали их без вмешательства и даже мимо воли всевластных райкомов-обкомов. И это было столь же для меня очевидным образом связано с некой загадочностью оптовой цены сахара.
Схема: вмешательство Зла.
Получалось так. Сахар воруют эшелонами, это ясно, только такой способ краж может обеспечить реально зафиксированную отпускную цену. Но мало сахар эшелонами увезти, нужно ведь чтобы эти эшелоны кто-то принял, кондитерскими фабриками и вагонами-ресторанами как в «Месте встречи..» тут не обойдешься, ибо эшелоны везут краденый сахар те же 6-8, ну ладно 10, но не более недель. Нужны перевалочные склады, посредники-распределители, местные перевозки, конечные потребители - нужна целая сеть, нужна работающая система. И мне казалось очевидным, что главным конечным потребителем могут быть лишь заводы, выпускающие продукт, пользующийся стабильным, неизменным спросом на громадных территориях СССР, и притом во многих регионах дефицитным. Т.е. перед нами заводы по выпуску водки как главный потребитель. Ведь из кило сахара по цене 0,78р можно выгнать более литра водки, по цене более 6р. за литр. И это должны быть заводы «подпольные», т.к. гнать спирт из сахара запрещено, и стандартный завод не оборудован под такие процессы.
И именно громадная выгодность этого бизнеса играет роль смазки, обеспечивающей работоспособность всей системы, причем по первому впечатлению региональные и отраслевые власти на уровне министерств и обкомов прекрасно обо всем осведомлены. Но отчасти в доле сами, а отчасти понимают - останови левый бизнес - и правого сахара тоже не будет, скажутся дефициты в снабжении и, главное - в подвижном составе.
Обобщение - о роли Зла
А после этих соображений я задумался. Ясно, что передо мной открылась некая огромная по размаху коррупционная схема. В ней было все: воровство, взятки, подпольная промышленность и сеть сбыта. ОБХСС была обеспечена работой на годы и годы.
Коррупция и воровство есть безусловное зло. А коррупция и воровство в таких масштабах есть раковая опухоль, разъедающая экономику страны и ее управленческий аппарат. Тут двух мнений быть не может.
И вот однажды утром я лёжа в постели подумал: а давайте теперь представим на минутку, что Господь сжалился над нашей несчастной гибнущей страной и решил избавить ее от зла. И в одно прекрасное утро все активные участники коррупционных процессов умерли. От инфаркта. И что будет?
Сахзаводы останутся без подвижного состава. Свекла сгниет, а производство сахара резко сократится. Сахар станет дефицитом, а работники сахзаводов сильно недополучат как в зарплате (70-90р в месяц - прям огромная), так и в украденном сахаре, их семьям это грозит нищетой. В продажу недопоступит огромное количество водки, прежде всего в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Водка будет заменена где-то разнообразными спиртсодержащими (от одеколона и денатурата до клея БФ-2), а где-то и наркотиками. Отсюда большое число пищевых отравлений и рост числа наркозависимых.
В общем, негативных процессов будет много, даже и очень много. Но ведь я анализировал только ОДНУ отрасль. А сколько еще отраслей в стране как-то функционируют лишь благодаря коррупции? Я не знаю.
Но зато вот что мне очевидно.
ВЫВОДЫ
Если в организме выросла опухоль, масса которой превышает 10% от массы организма, то ее удаление может привести лишь к одному - к смерти всего организма.
Ибо она уже вросла во все жизненно важные системы организма и стала его неотъемлемой частью. Если в экономике в сфере коррупции пребывает более определенного процента (я точно его не знаю, но думаю, что для экономики критична доля порядка 15-20%), то одномоментная ликвидация такой коррупции, или резкое - В РАЗЫ - ее сокращение может оказаться худшим злом, чем наличная коррупция.
Однако я продолжал думать дальше, и у меня получился такой вывод.
Это неправда, что Мир этот во Зле лежит. Но Зла в мире достаточно много. Достаточно для того, чтобы оно стало неотъемлемой частью нашего мира. Оно сосуществует с Миром очень давно, сумело встроиться в основные системы функционирования Мира. И его одномоментное устранение может привести к гибели все основные системы, или как минимум к кардинальному их разбалансированию.
Зло не просто часть Мира, на сегодня оно неотъемлемая его часть. А значит разумная стратегия может состоять в постепенном сокращении зоны влияния Зла, но отнюдь не в радикальном его устранении. И эта мысль сама приводит к некоторым выводам даже и практического характера - и одновременно к некоему пересмотру взгляда на Историю.
И еще один важный вывод общего характера. Нужно стремиться к тому, чтобы Добро, понимаемое просто как простое решение проблем, но решение разумное и согласное с основами морали, становилось более конкурентноспособным - тогда оно попросту постепенно вытеснит Зло. Ведь при наличии достаточно сопоставимых по эффективности путей, один из которых согласуется с законами и моралью, а второй нет, решительное большинство людей выберет первое. Второе будет выбрано лишь при наличии у него не просто преимуществ, а качественного превосходства. Т.е. Зло будет выбрано лишь в ситуации, когда слишком мало шансов решить проблему законным и моральным способом.
Значит следует бороться не против Зла, а за Добро, за увеличение количества и качества дорог, согласных с законом и моралью. Именно этот путь, а не путь «борьбы со Злом» ведет к длительному и стабильному успеху. Хотя он медленный, не революционный и во многих отношениях более трудный и менее привлекательный.
Помимо общих выводов, построенная схема позволяет рассмотреть и кое-какую конкретику.
Попробую кратко пунктиром наметить основные пункты.
Некоторые примеры
1. Революции. Революции происходят в частности тогда, когда правящие структуры очень сильно поражены паразитизмом и коррупцией. Я вообще воспринимаю историю через образ и анекдот (в пушкинском смысле -short story) - и потому два примера-анекдота революционной ситуации перед двумя знаменитыми революциями
- а)Россия, 1904 год. Подрядчик вкрадчиво полушепотом говорит высокопоставленному чиновнику: «Ваше превосходительство, я дам вам 3 тысячи, и ни одна живая душа никогда не узнает». И на это предложение последовал классический ответ Его превосходительства: «Давайте пять - и рассказывайте, кому хотите»
На мой взгляд, именно в этом анекдоте становится очевидным - в России созрела революционная ситуация
- б)1775 год, Франция. На престол взошел новый король - Людовик XVI, человек «доброго сердца, но незначительного ума», и к тому же в отличие от своего предшественника-регента человек искренне верующий. Вскорости умирает кардинал Парижский - глава католиков Франции. И по сложившейся традиции папский легат представляет королю три кандидатуры на выбор и утверждение, но король …отвергает всех трех со словами: « К сожалению, я не могу принять ни одного из предложенных кандидатов. Мне бы хотелось, чтобы глава католиков Франции хоть несколько верил в Бога». То, что все кандидаты на роль кардинала Парижского оказались явно неверующими, убедительно свидетельствовало: уровень разложения французской элиты превзошел допустимые пределы, и Революция назрела
Революции в России и во Франции во многом шли под лозунгами устранения неэффективных, паразитических и насквозь продажных элит, под лозунгами «до основанья, а затем…». А в реальности привели к колоссальным жертвам, разрушению страны и…к такой коррупции и воровству, которая заставила ностальгировать по «прежнему режиму». Потому, что грандиозные хирургические операции по удалению слишком большой опухоли закономерно приводят к смерти организма. А будет ли новый организм жизнеспособнее старого и - главное - как скоро это произойдет - большой вопрос.
Да, "ancient regime" Бурбонов был неэффективен и коррумпирован, кто ж спорит. НО,коррупция эпохи Директории,пришедшей к власти после Революции, была не просто большой, а грандиозной.
Диктатор Наполеон навел порядок, но продержался недолго. А после Наполеона короли сменялись революциями, а революции королями,и трясло Францию долго, а коррупция не исчезала. И для стабилизации Франции понадобился век
История величия и падения СССР всем известна, а возникшие на его развалинах государства оказались в массе настолько коррумпированными, что и Российская Империя видится раем. Те.е после грандиозных жертв и потрясений через сто лет мы вернулись к той же проблеме.
Нет, революции плохой выход.
2. Популизм. Хоть левый, хоть правый всегда ложен. Популисты всегда обещают быстрый успех, причем без слишком больших усилий. И одной из главных составляющих успеха всегда является победа над злом. Популист приходит в ореоле ангела мщения. Дайте ему власть, а уж он наведет порядок, раздавит гадину коррупции и победит Зло. Победим Зло - и сразу заживем. Зло у разных популистов разное (евреи, капиталисты, аристократы, коммунисты, олигархи, оранжевые, голубые). Зло разное, а схема одна - берем власть, устраняем Зло - и дальше полное щастье и блгорастворение воздухов. Обычно с первой частью обещаний - взять власть и устранить Зло, - получивший доверие популист справляется. А вот со второй хуже. Причем чем радикальнее популист и чем больше он сам верит в свои схемы, тем хуже для всех, тем тяжелее оказываются последствия.
Вывод: построение добра нельзя подменить борьбой со злом, хотя популярность приобрести на некое время можно: толпа, охлос и плебс всегда рада проорать «Распни его!». Как будто чья-то смерть решит твои проблемы…но, видимо, так уж устроены люди.
Но как только вы слышите: давайте устраним вот их, вот этих - и будет всем щастье немерянное, знайте - вас обманывают. А если возглашающий сам в это верит, тем хуже для всех - последствия будут очень тяжелыми, вспомним героев-революционеров, Гитлера или Еву Перрон.
3. Опровергающий пример. А как же Саакашвили? И популист, а ведь как Грузия рванула!
Не знаю, может и рванула. Но объяснение некое есть. Если страна уже развалена, если системы управления УЖЕ НЕТ, и терять в сущности нечего, тут и популистские решения могут сработать. Но чтобы достичь зоны эффективности популистских решений нужно пройти через кошмар полного развала. Вот тогда эффективными могут оказаться и Саакашвили, и Гитлер, и Сталин.
Однако следует дождаться более долговременных эффектов: ведь у Гитлера и Сталина тоже в первое десятилетие эффективность была высокой, неотвратимые последствия проявились позже.
Вместо заключения
У меня вовсе нет намерений выступить в роли Адвоката Дьявола, отнюдь. Более того - должен предупредить читателя. Реальное зло не похоже на то, как его изображают в кино и в литературе. Обычно оно не обладает обаянием Мефистофеля или Воланда, Коровьева или Бегемота. И даже сомнительным обаянием Саши Белого или Бени Крика.
Реальное Зло туповато, уродливо и омерзительно на вид и на запах.
И написанное выше не есть прославление Зла. Оно есть всего лишь предостережение против тех, кто делает борьбу со Злом главным элементом своей программы. Ибо люди, профессионально занятые борьбой со злом, сами становятся ему подобны: что поделаешь, ассенизаторы необходимы, но пахнут они отнюдь не розами.
Главный смысл - нужно строить дорогу, по которой можно честно ездить. А не устранять тех, кто украл деньги на строительство дороги - пусть этим ассенизаторы занимаются.
«Не нужно бороться за чистоту улиц - улицы нужно мести»
P.S. В заключение автор считает своим долгом поблагодарить Л.Вершинина, диалог с которым оказался важным стимулом к написанию этого текста