Е-декларирование: скрытые угрозы

Nov 05, 2016 14:48


Е-декларации политиков в украинском обществе произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Это немного странно. Все политиков ругали, все говорили об их продажности, а когда увидели миллионы в наличной валюте, десятки часов и шуб, - это произвело шоковый эффект.

Понятно что причины чисто психологические: одно дело знать, что вот г-н НН коррупционер, а другое - узнать что он владеет десятком элитных квартир, да еще и миллионами в наличке.
И хотя понятно, что это вершина айсберга, что главное спрятано в корпоративных правах на островах и в панамах, но эффект грянул.

Кстати, большинство еще не понимает еще одного важного эффекта, а именно причины - почему запад так настойчиво требовал электронного декларирования. Потому что теперь деньги наших политиков и высших чиновников окажутся легко доступными для западных финансовых разведок, к чему они давно стремились. Конечно, это потенциальный рычаг иностранного давления, что плохо, но одновременно это мощная угроза, которая будет сдерживать неуемные аппетиты владельцев дворцов и шубохранилищ. Т.е. тут есть большой плюс - однако одновременно и определенный минус.
Е-декларирование это мощное оружие, и как всякое мощное оружие оно может работать как во благо, так и во зло, лишь от самого общества зависит, сумеет ли оно им распорядиться во благо.

Я уже писал о потенциальной угрозе, намного более реальной, чем угроза иностранного давления на наших политиков. А именно о том, что почти наверняка первым кто ухватится за новое оружие будет наша власть. И она немедленно попытается зажать всю нашу политику в одном кулаке. В новом номере еженедельника
такую возможность детально обсуждает Виктор Трепак, экс-зам главы СБУ, уволенный за то, что передал НАБУ "черную бухгалтерию" Партии регионов.

Следует признать, что мы живем в условиях нестабильной демократии; шаткой правовой системы; отсутствия независимого суда; политически сориентированной правоохранительной системы; ангажированности и подконтрольности значительной части ведущих СМИ; критической тенизации экономики и всей общественной жизни.

Такая ситуация может привести к преобразованию е-декларирования из большого позитива в большой негатив. Отечественная история богата подтверждающими примерами такой возможности. Такое перерождение вполне может произойти и с е-декларированием. При условии искусного использования властью оно может превратиться в масштабный способ расправы с неугодными. С его помощью могут и далее "придавливаться" парламент, суды, правоохранительные органы, органы исполнительной власти, вообще уничтожаться любые элементы независимости. Вместо того чтобы устранить коррумпированную верхушку, избирательное использование результатов декларирования может ее сцементировать и похоронить демократию.

На вероятность такого развития событий указывают тенденции, как уже проявившиеся по результатам декларирования, так и те, которые начнут проявляться в ближайшее время. Очевидны попытки политической верхушки (в тотально коррумпированном государстве, по определению, самой коррумпированной) развернуть результаты декларирования в свою пользу. То есть повторить то, что было сделано с изобличением офшорных афер, когда крупнейшие держатели офшоров от власти объявили о начале процесса деофшоризации экономики.

Так и с декларированием. Богатейшие и по совместительству высшие должностные лица хотят взять под личный контроль процесс проверки деклараций и определение "виновных". Для этого оттесняется специальный орган (НАПК), а вместо того в эту парафию заводятся старые, проверенные и вместе с тем политически зависимые органы. Иначе как расценить тот факт, что основные движения по проверке деклараций и правовой оценке действий декларантов явочным порядком взяла на себя прокуратура, которая не только пообещала совместно с ГФС проверить уплату налогов с задекларированного имущества, но даже уже начала открывать производства за незаконное обогащение. Не имея для этого должных правовых оснований. Поскольку, согласно УПК Украины, расследование дел по декларированию недостоверной информации и незаконному обогащению (статьи 366-1 и 368-2 УК Украины) высоких должностных лиц является прерогативой НАБУ. А проверка достоверности деклараций - исключительная компетенция НАПК. Поэтому желающим примазаться к этому процессу и попиариться на нем нужно оставить эту сферу компетентному органу и заняться исполнением своих непосредственных обязанностей.

Мне уже неоднократно приходилось говорить о попытках президента установить полный контроль над антикоррупционной сферой. Сейчас будет очередная попытка поставить под него контроль специальные антикоррупционные органы. В связи с этим симптоматично, что первой жертвой е-декларирования стал член НАПК Р.Рябошапка, по факту якобы незаконного обогащения которого прокуратура начала уголовное производство. При том, что это не компетенция прокуратуры, и этот факт уже проверяло НАБУ(!). Ударом могут пытаться показать всем несогласным с генеральной политической линией их непривлекательную перспективу. Иначе говоря, это способ принуждения к политической лояльности и продолжение практики преследования непокорных. Для того же экс-заместителя генпрокурора В.Касько ГПУ вот уже более года подыскивает подходящую статью Уголовного кодекса. Я не оцениваю суть выдвинутых в адрес Р.Рябошапки и В.Касько обвинений, а на их примере лишь иллюстрирую очевидную тенденцию - бьют по неугодным.

Параллельно будет делаться все, чтобы по результатам декларирования отвести удар от руководящей верхушки. Отдельную опасность представляет довод, что с политиками и чиновниками, которые были раньше в бизнесе, все понятно, и нужно браться за тех, кто в бизнесе не работал.

Аргумент этот не выдерживает критики. Разве мы не понимаем, как в основе своей делался этот бизнес, как становились олигархами? Значительная часть бизнеса (а крупный - весь без исключения) был и остается тесно завязанным на власть. Во многих случаях бизнес является лишь прикрытием получения неправомерных доходов от реализации власти и способом их легализовать.

Бесспорно, значительная часть общества поддержит линчевание каждого более или менее богатого должностного лица, не особенно вдаваясь в природу происхождения его состояния. Такое общественное настроение облегчит привлечение к ответственности "виновных", заранее назначенных в высших кабинетах. Можно не сомневаться, что этими "виновными" в абсолютном большинстве окажутся оппозиционные политики, неугодные прокуроры, судьи, руководящие работники исполнительной власти, местные чиновники и т.п.

В оценке результатов проведенного декларирования нужно исходить из того, что главное назначение декларирования - предупредительное. Оно направлено на устранение условий для коррумпирования, на недопущение коррупции в будущем. В этом его основная суть: оно создает условия невозможности использовать неправомерные доходы, получение которых без использования теряет смысл. Если исходить из правовых принципов, то привлечь к уголовной ответственности декларанта после первой (по сути нулевой) декларации сложно. Этот шлюз откроется уже после второй и последующих деклараций, когда очевидными станут неправомерные доходы.

Но не надо забывать о еще одном виде ответственности для декларантов-политиков - политической. Декларирование сняло маски со многих из них, открыло возможность каждому избирателю посмотреть на них без прикрас и сказать свое слово на ближайших выборах. А это слово - уже ответственность каждого, перекладывать которую дальше не на кого. Да, избиратели также должны ответить за свой выбор. В этом и есть суть демократии.

При таких условиях сработают два цивилизованных способа очищения власти - правовой и политический. Но есть серьезная угроза иного сценария, когда будут очищать по принципу "для своих - всё, для чужих - закон".

Вот на мой взгляд Трепак прав в главном - основную тревогу представляет попытка вернуть расследование дел выскокпоставленных лиц под привычное крыло Генпрокуратуры, которая вся сама замазана по уши, а значит и зависима, и легко управляема. К тому же и возглавляет ее не правовед, а политик, причем политик прожженный и с историей.

А это в совокупности таит очевидную угрозу - мы возвращаемся к временам, когда ГПУ было главным орудием президентов (хоть Кучмы, хоть Януковича), используемым для давления, запугивания и расправ над политическими противниками.
С важной поправкой: такого мощного орудия, как е-декларации у этих президентов не было.
Это оружие ни при каких обстоятельствах не должно стать орудием власти - иначе мы получим неизбежный третий Майдан

угроза, декларации, право

Previous post Next post
Up