Новое назначение главы АП РФ
комментирует для журнала
Иван Яковина
Вместо стопроцентного «силовика» советской еще закалки - генерала Сергея Иванова, администрацию Владимира Путина возглавил сравнительно молодой (44 года) кадровый дипломат Антон Вайно.
Этнический эстонец, внук первого секретаря Эстонской ССР, был классическим представителем советской «золотой молодежи»: окончил МГИМО, работал в посольстве Японии, откуда перебрался прямо в аппарат президента и правительства, где в основном занимался организацией работы Путина с иностранными лидерами.
По словам тех, кто знает нового главу администрации, человек он спокойный, рассудительный, хорошо образованный и весьма корректный. Вполне себе эстонский типаж. Его внезапное повышение, в числе прочего, призвано помочь Путину добиться главной задачи на сегодняшний момент - избавиться от санкций и вырваться из международной изоляции. Преимущественно силовые методы, живым воплощением которых был Иванов, за последние два года существенных результатов не дали. Пришло время тихой дипломатии.
Вайно, лично знающий многих мировых лидеров, начальников их протокола, высших дипломатов и чиновников, должен убедить мир, что Россия - страна миролюбивая, спокойная, ищущая компромисса, готовая работать с любыми, даже самыми сложными партнерами. При этом Украину он, сделав печальное лицо, должен будет выставлять в противоположном свете - государством бардака, коррупции, террора, ненависти и неготовности вести простой человеческий разговор. Собственно, такой, какой ее представил сам Путин, комментируя последние события в Крыму.
Поскольку администрация президента - структура очень закрытая, дипломатия через нее ведется также непубличная - личные встречи, разговоры в кулуарах, за столом в ресторане, на международных форумах. Резкий Сергей Лавров будет заниматься своим участком внешнеполитической работы, обходительный Антон Вайно - своим, причем более важным. Но вести будут одно и то же дело. Как злой и добрый следователь.
Запад, на который в последнее время обрушилась гора проблем самого разного характера, на брутальные методы работы Иванова упорно, сжав губы, не реагировал. В дело сейчас пойдут не угрозы, а похлопывания по плечу и доверительные речи вроде: «Старик, далась вам эта Украина! Там же полный хаос. Да мы вмиг решим все проблемы, вы только санкции отмените». Для Европы, шатающейся от Брексита, подъема правых, греческого дефолта, оторвавшегося Эрдогана и миллионов беженцев, такое предложение может оказаться слишком большим искушением.
Яковина довольно долго проработал в Москве, конечно кое-какие связи у него там остались, соответственно, он располагает и некоей информацией "не под фонограмму". Видимо оттуда и пришла теория, объясняющая внезапную без подготовки и каких-либо признаков отставки столь определяющей фигуры, как Сергей Иванов.
Замечу, что другие комментаторы связывают отставку Иванова с рядом неудач во внешней политике.