Экс-министр экономики России, лидер партии "Гражданская инициатива"
Андрей Нечаев комментирует ситуацию в России для издания
Я оставил ту часть интервью, где речь идет об общей политической и экономической ситуации в России; все, что касается предстоящих думских выборов я опустил: какой смысл комментировать то, что прикажет нарисовать Путин? Пройдут - узнаем.
Андрей Алексеевич, какая «башня Кремля» сейчас в России главная?
Безусловно, тон задают силовики. Другое дело, что, похоже, у них уже начались разборки между собой. Вот последние события носят или откровенно пропагандистский характер, или это какие-то серьезные конфликты между разными группами силовиков.
С другой стороны, экономическое положение России непростое и президент ищет для себя какой-то выход из положения, новую стратегию. Созданы уже две группы экономистов: группа экс-министра финансов Алексея Кудрина и группа под руководством помощника президента Андрея Белоусова, которым фактически параллельно поручено разрабатывать программу стратегических реформ. Правда, скорее уже под следующий срок президента. На данном этапе это полунаучные дискуссии о том, каким должен быть выход из экономического кризиса и вообще какие меры могут обеспечить экономической рост в России.
Ухудшается уровень жизни, что становится все более зримым. Естественно, это создает определенную политическую напряженность. Поэтому либо Путину нужна некая демонстрация серьезной борьбы с коррупцией и совершенствование системы управления. Либо он действительно осознал (хочется на это надеяться), что модель экономического роста и модель управления страной, которую он в нулевые годы строил, на самом деле зашла в тупик. И ее надо кардинально менять.
Какая из этих версий более близка к истине, я думаю, мы узнаем через несколько месяцев.
Какие признаки ухудшения экономической ситуации в России - в чем оно выражается?
Во-первых, уже несколько кварталов подряд идет спад основных макроэкономических показателей. Тут важно понять, что это кризис не конъюнктурный, не связанный с внешнеэкономическими факторами. И не кризис, связанный с санкциями, которые да, усугубляют ситуацию, но не более того. Это именно системный кризис, кризис той модели развития страны, которая была выбрана в середине 2000-х годов - ориентация на огосударствление экономики и на сырьевой экспорт. Ну и высокий уровень коррупции, безусловно.
Вот эта модель зашла в тупик. У нас уже с 2012 года идет устойчивое сначала замедление роста, а последние несколько кварталов - уже и падение основных макроэкономических показателей. И еще высокий уровень инфляции. Соответственно, что с политической, что с социальной точек зрения важно падение реальных доходов населения. Реальная заработная плата в прошлом году упала почти на 10%. Реальные доходы, поменьше - где-то на 4%. В этом году падение хотя и замедлилось, но оно продолжается. То есть налицо все признаки серьезной экономической рецессии.
Вы упомянули санкции ЕС и США. Насколько они болезненно ударили по экономике и насколько они являются эффективными?
Что касается, скажем потребительского рынка и вообще уровня жизни россиян, то здесь скорее по российскому населению нанесли удар так называемые контрсанкции, а не собственно санкции ЕС и других стран.
Где безусловно санкции себя проявили достаточно быстро и активно - это финансовый сектор. Для России практически закрылся западный рынок капитала. В результате расплачиваться по внешним долгам пришлось из текущих доходов от экспорта, снизившихся к тому же из-за падения цен на нефть, и резервов Центрального банка.
В этих условиях Центральный банк вынужден был уйти фактически с валютного рынка, отказаться от таргетирования курса, перейти к плавающему курсу рубля, что в какой-то момент вызвало очень серьезную девальвацию - где-то 150%. Сейчас по сравнению с докризисным уровнем, эта девальвация примерно на 100% с соответствующими инфляционными последствиями для уровня жизни населения.
Насколько у России денег хватит в состоянии, когда действуют санкции - сколько времени Россия готова еще их вытерпеть?
Я специально же уже подчеркнул, что российская экономика переживает системный кризис. Это не кризис из-за санкций. С учетом сырьевой ориентации российской экономики гораздо болезненнее для нас почти троекратное падение цен на нефть. Значение санкций не надо преувеличивать. Я понимаю все политические аспекты, которые с санкциями связаны, и желание некоторых СМИ сказать, что Россия в экономическом смысле упала на колени из-за санкций - но это не так. Хотя, еще раз говорю, положение очень тяжелое.
Насколько хватит денег? Это смотря какие деньги иметь ввиду: если золотовалютные резервы, то они сейчас стабилизировались и даже несколько выросли в последнее время - что находит свое отражение в укреплении рубля.
Гораздо более серьезная проблема - но опять же, она внутрироссийская, это ситуация с бюджетом. Вот если здесь ничего кардинально не поменяется, не будет все таки активизирован экономический рост и за счет этого увеличены доходы бюджета…. А с другой стороны по-прежнему будет отсутствовать политическая воля к сокращению расходов, то российский бюджет конечно же ждет серьезное испытание. Потому что уже сейчас дефицит бюджета покрывается почти исключительно за счет Резервного фонда. Если дела пойдут и дальше таким темпом, то, по разным оценкам, фонд будет исчерпан примерно через год. Останется еще Фонд национального благосостояния - он вообще-то создавался для финансирования пенсий, в тяжелой ситуации. Но, видимо, и он «пойдет под нож».
В общем здесь есть очень серьезные проблемы. Но наиболее остро бюджетная проблема стоит не столько перед федеральным центром, сколько перед регионами. У нас два десятка регионов по факту - банкроты. Потому что на них переложили большие расходные полномочия, а адекватных доходов им не дали. Не дают и адекватных трансфертов из федерального бюджета.
После 2008 года, в начале предыдущего кризиса было временно отменено бюджетное правило, которое гласило, что доходы делятся между федеральным центром и региональными и местными бюджетами 50 на 50. Сейчас это выглядит таким образом: 65% доходов идет в федеральный бюджет, 25% - в бюджет регионов и только 10% - вбюджет местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление практически финансово обезвожено и, за редким исключением, недееспособно.
Добавлю также, что в рамках реформы местного самоуправления фактически отменили выборы мэров и прямые выборы депутатов советов городов с районным делением. В целом, это фактически курс на полное уничтожение местного самоуправления.
А при этом в рамках так называемых социальных майских указов президента на региональные бюджеты переложили значительную часть расходов, связанных с повышением зарплат врачей, учителей, научных работников и ряд других затрат. В результате регионы вынуждены были резать в первую очередь те немногие инновационные программы, которые у них были, программы жилищного и дорожного строительства, другие инвестиции. И в этом смысле ситуация еще более опасная в перспективе, чем по состоянию на сегодня, поскольку подрывается будущая финансовая база регионов.
А из каких фондов финансируется Крым?
Крым финансируется из федерального бюджета. Никаких специальных фондов тут нет.
Как финансируется Донбасс, я, честно сказать, не знаю. Могу предположить, что вообще все финансируется из центрального бюджета, хотя может и по разным линиям: где-то по линии минобороны, где-то по другим ведомствам. Есть и гуманитарная помощь, в том числе и небюджетная.
Если суммировать кратко смысл сказанного, то все пока совсем даже не катастрофично, а для населения так и вовсе малозаметно.
Но для профессионалов все выглядит не так хорошо, потому что нарастают тревожные тенеденции, проедаются резервы, и в первую очередь внутренние резервы.
Пока что проедается то, чье исчезновение сразу не заметно: дороги, ремонт, строительство. Однако через пару лет придется начать проедать уже реальные деньги населения. Так видит ситуацию Андрей Нечаев