Насколько ценны традиционные ценности?

Jun 08, 2016 11:38

В своей новой статье для ресурса
Владислав Иноземцев активно нападает на позиции консерваторов, оперируя историческими аналогиями.



Современная Россия позиционирует себя как страна «циви­лизованного консерватизма» и защитница «традиционных духовно-нравст­венных ценностей». Сле­дование последним закреплено как элемент государственной политики в Доктрине национальной безопасности, подписанной президентом в последний день прошлого года.
«Традиционные ценности» в их рос­сийской трактовке выглядят достаточно понятными (сильная власть, тради­ционная семья, значительное вли­яние государства на общество и экономику, следование религиозным канонам, умеренный национализм, подчер­кивание всей полноты сувере­нитета и опора на силу в международной политике). Вопрос заключается в том, кому и когда четкое следование «традиционным ценностям» приносило успехи и процветание?

Вся история представляет собой борьбу нового со старым в рамках отдельных стран и противостояние более и менее современных госу­дарств в мировой политике. И всегда новое выигрывает у старого как «дома», так и в глобальном масштабе./последний тезис - что новое всегда выигрывает - представляется мне более, нежели сомнительным/

Подтверждений тому масса. Самые успешные державы приходили в упадок, когда зацикливались на традиции, вне зависимости от того, какой именно. Китай, самая мощная в экономическом отношении держава сред­не­векового мира (32% глобального ВВП по состоянию на начало XVII века, по оценкам А. Мэддисона), увлекшись консерватизмом и автаркией в период расцвета империи Мин, фактически порвал свои отношения с миром и пребывал в счаст­ливом созерцании своих ценностей более трехсот лет. За это он заплатил пора­жением в войнах с западными державами, «опиумным колониали­змом», зависимос­тью от Японии и последовавшей коммунистической диктатурой, к концу которой доля страны в глобальной экономике сократилась до 1,7%. Зато всего за сорок лет с начала усвоения принципов современного мира страна вернула себе ранг крупнейшей экономики на планете и обрела невидан­ный прежде статус второй глобальной сверхдержавы. В другой части мира «кон­сер­ва­тив­ные» исламские государства - сначала арабские страны, а затем Оттоманская империя - последовательно отторгая все новое, уже к середине XIX века опустились на самое «дно» в экономическом и культу­р­ном отноше­нии. Потребовались революция Ататюрка в Турции и (неудав­шиеся) либеральные ре­формы в Иране, чтобы начать возвращение этих стран в современность

Отдельно можно поговорить о разного рода авторитарных режимах, кото­рые во всех случаях - от фашизма до коммунизма - заботились о нравствен­ных принципах, идеологической чистоте и доминировании государства над обществом, а общественного - над личным. Ни в одном регионе такие стра­ны не удерживали лидирующих позиций на протяжении более чем пары де­сятилетий. В Европе Испания, которая в 1930-е годы имела уровень ВВП на душу населения, составлявший около 65% от британского, подошла к концу эпохи Франко с на треть худшим показателем. Аргентина в 1920-е годы бы­ла самой благополучной страной Латинской Америки, в то время как к началу 1980-х, после череды военных диктатур, откатилась по подушевому ВВП на пятое место в регионе.

В России опыт борьбы консерваторов и прогрессистов также весьма обши­рен и поучителен. Один из наиболее почитаемых сегодня государей, Иван Грозный, известен взятием Казани и началом покорения Сибири, то есть по­бедами над отстававшими в своем развитии государствами или общинными племенами, но при этом потерпел страшное поражение в Ливонской войне с Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой и Швецией, что в конечном счете предопределило Смуту и долгую полосу упадка страны. Самый консервативный император XIX века, Ни­колай I, настолько ввел в застой не только политику, но и экономику страны, что разрыв в подушевых доходах в России и Британии вырос за 30 лет его правления более чем в полтора раза, этот застой закончился проигрышем Крымской войны. Александр III, сейчас представляемый как один из лучших пра­вите­лей России, заложил основы того «традиционализма», следуя которому российская политическая элита по сути «проспала» приближение революции и ввергла страну в самую большую катастрофу в ее истории.
После каждой консерва­тивной эпохи каждой стране приходится тратить большие усилия для воз­враще­ния своего технологического и социального динамизма и обес­пе­чения конкурентоспособности в глобальных политике и экономике.

Даже в «самом святом», нравственном аспекте возвеличивание «традиционных ценностей» не приносит большого результата. Сегодня в чрезвычайно «нравственной» России насчитывается до 2 тыс. воспитываемых государством брошенных родителями детей на 1 млн жителей, тогда как в странах «гейропы» - менее 10. Смертность от нар­комании в са­мых «нетрадиционных» Нидерландах на 100 тыс. населения в 14,5 раза меньше, чем во все более «моральной» России.

Все это го­ворится вовсе не для того, чтобы выставить в непривлекательном виде имен­но нашу страну: столь же разительны отличия, существующие между «прогрессистскими» и «тра­диционалистскими» штатами в современной Америке. Если сравнить показатели числа абортов, статистики под­ростковой беременности, изнасилований, преступлений с применением ору­жия в штатах так называемого «библейского пояса» (Алабама, Джорджия, Теннесси, Техас, Луизиана, Южная Каролина и др.) со статистикой по самым «либеральным» штатам - Массачу­сетсу и Калифорнии, то окажет­ся, что по всем приведенным показателям более «воцерковленные» сообщества опережают менее верующие в 4-11 (!) раз. Таким образом, оказывается, что «следование традиционным морально-нравственным ценностям» вовсе не гарантирует социальной солидарности, безопасности и процветания.

История и современность показывают, что запреты - исходящие от нормо­творчества государства или от поддержания строгих императивов самим обществом - никогда и нигде не способствуют развитию. Между тем сейчас именно степени свободы и уровень благосостояния человека являются интегра­льным показателем успешности общества. Если посмотреть на миграционные по­токи в современном мире, можно увидеть, что все они ведут из более традиционных обществ в менее традиционные, и надеяться на смену векто­ра, по-моему, бесполезно.

В заключение стоит спросить себя: действительно ли нужно говорить о «традиционных ценностях» столь однозначно; неужели в мире нет того, к чему люди стремились и что они ценили всегда и везде? Если задуматься об этом, то, конечно, такую подлинно традиционную ценность можно найти - и называется она свободой: именно за нее люди боролись и умирали в любые исторические эпохи - и в ходе восстаний римских рабов, и в годы войн за не­зависимость, и даже противостоя собственным правительствам.

Российский политолог и экономист профессор Иноземцев - заметная фигура не только в науке, но и в российском медиа-пространстве, тем более есть смысл присмотреться к тексту повнимательнее. На мой взгляд, текст можно понять как излишне пропагандистский. Автора можно понять: он подметил тенденцию в развитии своей страны, которая представляется ему весьма опасной, и с шашкой наголо ринулся в атаку. Но излишняя запальчивость вредит убедительности, так кажется мне.

Вся история представляет собой борьбу нового со старым - однако, даже принимая тезис за истину (а мы знаем, что были длительные периоды в истории, когда такой борьбы по сути не было) мы должны прийти к выводу, что сопротивление новому. консерватизм существует во все века и у всех народов. И если консерваторы благополучно переживают тысячелетия,смену цивилизаций, культур, этносов и типов развития, переживают это все и остаются в немалом количестве, значит у них просто не может не быть неких достоинств и "своей правды".
Иначе беспощадная конкуренция, которая культурам, этносам и государствам присуща не в меньшей степени, чем биологическим видам, давно бы вымыла консерваторов из популяций, а их позиция исчезла бы как влиятельная из политического спектра. Не исключаю, что и гены консерватизма в значительной степени были бы вымыты из популяции (склонность к переменам как и к консерватизму в определенной степени предопределена генетически).

Однако ничего подобного не происходит, скорее происходит все наоборот и похоже на биологическую эволюцию: эпохи сверхбыстрого развития, фонтана новаций и открытий в истории сравнительно кратки (Афины Перикла, Возрождение) а вот периоды медленной и постепенной эволюции, периоды освоения и адаптации нового, открытого в периоды взрыва сравнительно протяженны во времени.

И автор сознательно замалчивает подобные факты.
Я говорю это при том, что моя страна вступила в фазу не просто "быстрого развития", мы находимся в ситуации, когда от скорости перемен зависит быть может само выживание государства. И я безусловный сторонник реформ и максимально радикальных и максимально быстрых - просто жизнь и иностранная агрессия поставили нас в такие условия.

Но текущая ситуация при анализе не должна затмевать истину. А истина в том, что прогрессистов в любом обществе 5-15%, а консерваторов - примерно 60%. И скорее всего так получается потому, что при ином соотношении общество окажется под угрозой. И еще в том, что не существует абсолютного примата прогресса над традицией. А существует проблема баланса и проблема оптимальной скорости перемен. А баланса и оптимума можно достичь лишь при учете достоинств обеих сторон: прогрессистов и консерваторов. И честный анализ должен был бы на этот факт указать.

Но Иноземцев влиятельный публицист, и, что важнее, он обращает внимание публики на важные факты и предостерегает свою страну.
Порыв благородный и заслуживающий внимания, даже если автор и несколько грешит против истины.

консерватизм, Сноб, прогресс

Previous post Next post
Up