Тимоти Снайдер Тимоти Снайдер известный историк, профессор Йеля. Специализируется по новейшей истории территорий. примерно соответствующих территориии Жечи Посполитой в момент ее расцвета, особенный успех заслужила его обширная монография "Кровавые Земли".
В настоящей статье он указывает на некоторые моменты в создании Украиной собственного исторического нарратива, которые кажутся ему ошибочными и мешающими построить независимое и демократическое государство
Если ты постоянно учишь себя тому, что ты жертва и ни за что не отвечаешь, то сложно остаться демократией
Самая важная вещь для любой страны и любого общества, не только для Украины, - не развивать исторический нарратив, в котором вы всегда жертва. Ведь если вы были жертвой всю свою прошедшую историю, велика вероятность, что этой же жертвой вы останетесь и в будущем. Если ты постоянно учишь себя тому, что ты жертва и ни за что не отвечаешь, то сложно остаться демократией. Демократия требует ответственности, признания ошибок и субъектной позиции.
Сейчас у украинцев есть преимущество: ваша новейшая история полна драм и крутых поворотов, но благодаря им вы учитесь видеть большой реальный мир вокруг вас и за пределами вашей страны.
Россия же хочет остановить время. Она смотрит на мир и говорит: окей, будущего не существует. Все, что сейчас есть, наше настоящее - оно навсегда. Нынешние правила игры в государстве и обществе - навсегда, Путин - навсегда.
В своей книге я называю это политикой обратимости. Постоянными попытками придать политическому процессу форму цикла, при этом коррумпировать политиков, внести смятение в привычные другим культурам ценности. Я не думаю, что такой принцип все же просуществует долго, но сегодня Россия всячески старается укрепить своих граждан в мысли, что это нормально и хорошо, когда ничего не меняется.
Кремль пытается подорвать доверие к демократическим институтам не только в США. Точно так же он действует в Европе и Украине. Это абсолютно одни и те же стратегии и приемы. Россия постоянно старается показывать, что все происходящее - шутка, верховенство права невозможно, фактов не существуют, ничто не является правдой. Поэтому оставайся дома и ничего не делай.
Это и приводит к описанной ситуации, когда ничего не происходит, когда будущего не существует, а существует только вот это продленное настоящее, где мы не доверяем друг другу, не доверяем миру, не верим ни во что.
У объединенной Европы может быть лучшее будущее. Не люблю в современном европейском дискурсе то, что он очень проблемный. Все постоянно говорят о проблемах и трудностях. Даже дискурс вокруг выборов был организован так, что вот придут националисты и ЕС наступит конец. Даже когда этого не произошло, все равно ситуация продолжает восприниматься в минорном тоне. При этом никто не готовится к хорошим событиям. А они на самом деле есть.
Хорошая новость в том, что европейцы все равно воспринимают себя единым целым. Посмотрите на явку на выборы в Европарламент в 52%, это же на самом деле очень много. А еще голосовало много молодых людей, чего раньше не было, и голосовали они интересно - за партии зеленых в своих странах, за экологическую повестку, за будущее.
Все это хорошие события, но европейцы готовят себя исключительно к плохим. А тот, кто готовит себя к плохому, хорошего не увидит.
Думаю, всегда важно знать, что произошло. Знать имена, знать цифры, знать все, что мы можем узнать о личностях из истории. Потому что всегда найдутся те, кому выгодно эту память похоронить.
В таком принципиально не цельном тексте каждый может вычитать то, что ему интересно.
Для меня тут принципиально важен один момент.
Демократия требует самостоятельности и реализма, т.е достаточно развитой критичности мышления. И в то же время она требует оптимизма и веры в то. что все трудности преодолимы.
Я люблю совмещение несовместимого. С точки зрения Снайдера для демократии необходим критический оптимизм.
Т.е. с одной стороны трезвый и анализирующий взгляд, но непременно совмещенный с верой в том числе и в то, что трудности разрешимы.
Ну почти как в науке