Алмаз пустыни

Oct 23, 2021 22:18

Не надѣйтѣся на князи, на сынъ человѣческiя, въ нiхжѣ нѣсть спасѣнiя. (Псаломъ 145)

Удалением вещей и людей стяжавается безстрастие. (Св. Петр Дамаскин. - В кн.1 Добротолюбия, с. 75 на об.)

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. (Мк. 1, 35)




На фото монах Авимелех из Скита Святая Малая Анна, "Алмаз Пустыни"
(5 октября/18 октября, 1965)

На вопрос, чем он занимается, обычно отвечал: "Ум храним".

* * *

Из протоиерея Иоанна Журавского (1867-1964?) «Тайна Царствия Божия или Забытый путь истинного богопознания (о внутреннем христианстве)». С-Пб, 2001.:

Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах (Мк. 4, 11)

Тайны Царствия Божия - только верою прозревшим.

«Сии отрешенные принадлежат к чину христиан более внутреннему», - по слову святого Макария Великого (Слово 1, гл. 9), принадлежат к иному роду христианскому. О них сказала родоначальница этого рода - Пресвятая Дева, указуя на преподобного Серафима: «Сей - рода нашего».

Они и есть носители этого рода - иного. <...> Они и есть верою прозревшие и опытно познавшие сокровенные тайны Царствия Божия. <...> В христианском человечестве «верою прозревшее» было восточное иночество - в нем и хранились тайны Царствия Божия. <...> Господь Бог имел «действенное» соприкосновение с внешним миром через монашество. <...> Эту тайну монашество опытно познало и хранило ее в светлых ликах своих святых. Внешний мир христианский не вмещал этих тайн, опытно их не знал. Он внешне перед ними благоговел, а изнутри, в опытном переживании, они были для него неведомы. Христианство для него было божественной притчей.

С тайной монашества восточного неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира. В монашестве, и только в восточном монашестве, православном [от себя: т.к. по о. Иоанну, восточное монашество устремлено к внутреннему созерцанию, в отличие от западного, которое пошло по пути внешнему, динамическому], последние времена и сроки, в нем сокрыта тайна «конца». С исчезновением монашества исчезнет и христианство. С исчезновением христианства исчезнет и внешний мир: придёт его конец.

*

Этим благим маленьким деланием [от себя: речь идет о краткой непрестанной молитве: «благим», т.к. желание это - подвиг, подвиг «спасительного отрешения от вещественного и плотского бытия»] в кратком моменте земного бытия, воля человеческая решительно и окончательно закрепляет себя для духовной ангельской деятельности в вечности.

Умная воля в моменте времени избирает и утверждает свою вечность. В этом внутреннем умном движении и сокрыта тайна человеческой личности, ее достоинство, ее вечная вневременная значимость, ее ценность.

В этом сущность молитвенного мученичества умной души, сущность ее «узкого и тесного пути» - «беречь свой ум!»

пустынник, вера

Previous post Next post
Up