Я видел, как "рэндж роверы" ввозили в Россию. Санкции неэффективны Из всего, что я видел в этом году, есть один образ, который преследует меня как предзнаменование чего-то зловещего. Как бы странно это ни звучало, это образ очень дорогого автомобиля. Как-то ночью его выгрузили из автовоза на стоянке на границе Грузии и России. Несколько часов мы следовали за этим новым черным "рэндж ровером", недавно произведенным в Солихалле, по горной дороге к границе. Далее ему предстоял следующий этап путешествия.
Британские машины (их было две) шли в одной колонне с дорогими автомобилями Mercedes G-wagons, BMW, Porsche и даже Lamborghini, направлявшимися в Россию. Вскоре после того, как их выгрузили на стоянке, каждую из них отвезли на несколько сотен метров к пограничному пункту и переправили через границу России. Там их забирал другой автовоз.
Причина такой сложности этой схемы понятна. На автомобили наложены санкции, и попадать в Россию они не должны. Если таким образом переправлять машины через границу по одной, формально правила не нарушаются. Водители говорят пограничникам, что они едут транзитом в Казахстан. После пересечения границы машины остаются в России. К тому же они не значатся в официальных таможенных документах. С точки зрения учета их нет.
В этом заключался ответ на загадку, которую я пытался разгадать уже несколько месяцев. После начала конфликта между Россией и Украиной и введения санкций на экспорт автомобилей со стороны ЕС и Великобритании (включая определенные запреты на дорогостоящие автомобили) в торговой статистике стало происходить нечто странное. Как и следовало ожидать, экспорт автомобилей из Великобритании в Россию упал до нуля, однако их экспорт в страны Кавказа и Центральной Азии резко вырос.
...
Даже если британское правительство кажется несколько равнодушным к такому гибкому режиму санкций, есть по крайней мере одна страна, которая внимательно следит за тем, что происходит на границе Грузии и России. Речь идет о Китае. Как известно, Пекин создал межведомственную группу для изучения того, как Россия обходит санкции Запада в отношении товаров и финансовых активов.
Это вторая причина для беспокойства, которая должна повлиять на Лондон и Вашингтон. Когда Запад вводил санкции против России, включая не только запреты на экспорт, но и замораживание российских финансовых активов, хранящихся за рубежом, целью было не только развязать экономическую войну против Владимира Путина. Вероятно, не менее важно было создать сдерживающий фактор для Китая и показать ему, что, если он когда-нибудь решит вторгнуться на Тайвань, его ждут похожие ответные меры в области экономики. Поскольку у Китая гораздо больше финансовых активов за рубежом, чем у России, и он гораздо больше зависит от импорта и экспорта товаров, эти санкции должны были заставить Пекин крепко задуматься о своих действиях в Южно-Китайском море. По крайней мере, так предполагалось.
Однако всё может получиться наоборот. Что, если Китай наблюдает, как режим санкций работает на практике, и рассчитывает так же обходить эти правила? Вместо того чтобы осуществлять импорт и экспорт товаров через Кавказ и Индию, как это делает Россия, Китай может направлять товары через такие государства-сателлиты, как Вьетнам.
Вот, кстати, автору респект, что вспомнил про "китайский фактор". С ним вся санкционная история выглядит для их инициаторов ещё кислее...