Уйти из России? Прошел год, а многие компании так и не смогли - или не захотели Когда Россия ввела на Украину войска, целая когорта западных компаний пообещала поскорее уйти с некогда важного рынка. Спустя 32 года присутствия в стране "Макдональдс" снял свои легендарные золотые арки. Нефтяной гигант BP решил избавиться от огромных российских инвестиций. Французский автоконцерн Renault продал свои заводы за символическую сумму в один рубль.
Но с начала конфликта прошел год, а сотни западных компаний из Европы и США по-прежнему в России - причем как гиганты, так и компании средней руки. Они ведут дела несмотря на западные санкции и яростные призывы к бойкоту со стороны украинских чиновников, потребителей и правозащитников.
Некоторые компании на обвинения в спонсировании российских действий на Украине, отвечают, что остались ради клиентов. Так, крупная сеть французских супермаркетов "Ашан" не стала закрывать свои 230 магазинов и сообщила, что уходить из России не намерена. Тем самым она навлекла на себя гнев украинского президента Владимира Зеленского, а недавно, после сообщений о том, что ее российская "дочка" безвозмездно помогает российским военным продовольствием, зазвучали новые призывы к бойкоту.
В "Ашане" эти обвинения отвергли, и извиняться за то, что компания осталась в России и на Украине, где у нее тоже есть магазины, отказалась. Со слов представителей сети, это делается, чтобы "удовлетворить базовые потребности мирного населения в продуктах питания".
Некоторые компании свернули деятельность в России лишь частично, уход других застопорился, хотя о своем решении они объявили ещё прошлой весной.
Фармацевтический гигант Pfizer прекратил вкладываться в страну, но продолжает продавать ограниченный ассортимент продукции, направляя прибыль гуманитарным группам на Украине. Carlsberg, третья по величине пивоваренная компания в мире, пытается найти для своих российских заводов такого покупателя, который бы по окончании боевых действий предложил ей обратный выкуп и шанс вернуться на рынок.
Для многих компаний уйти из России оказалась сложнее, чем ожидалось. Москва, говорят они, связала им руки, пригрозив национализацией и прочими препонами. Кроме того, руководители западных корпораций подчеркивают свою ответственность перед акционерами найти подходящих покупателей, чтобы сберечь хотя бы часть миллиардных активов, а не отдавать их Москве. Из-за подобных опасений табачный гигант Philip Morris в прошлом месяце признал, что, возможно, так и не продаст свой российский бизнес несмотря на все попытки.
Некоторые компании не хотят сдавать долю рынка конкурентам из Китая, Турции, Индии или стран Латинской Америки, правительства которых не поддержали режим санкций и вовсю присматриваются к собственности, брошенной западными фирмами, и высвободившимся пакетам акций.
"Россия была крупным рынком для многих компаний, - сказал Оливье Аттиас (Olivier Attias), юрист парижской юридической фирмы August Debuzy, которая консультирует в России крупные французские компании. - Это решение далось непросто, и уйти тоже сложно".
Данные Йельского университета показали, что свыше четверти из почти 1600 компаний, действовавших в России до конфликта, продолжили работать на полную мощность, а некоторые лишь отложили запланированные инвестиции. А в опросе вдвое большего числа фирм, проведенного Киевской школой экономики, их доля и вовсе приблизилась к 50%.
:))))