Эпический разбор ревизионистской толкинистической литературы -- что интересно, от шведа.
Svenska Dagbladet (Швеция):
почему столько русских отождествляют себя с орками Аффтар весьма в теме. Упомянуты и "Последний кольценосец", и "Черная книга Арды", и песня Елизарова, из которой взят заголовок.
Одна из самых популярных и известных книг, в которых по-новому трактуется Толкин, - это «Последний кольценосец» Кирилла Еськова. Если в двух словах, то книга основана на идее, что «Властелин колец» - это эльфийская пропаганда, написанная, чтобы скрыть истинные цели войны и оправдать геноцид орков. В «Последнем кольценосце» Мордор - относительно толерантное государство с продвинутой наукой, которое вынуждено защищаться от агрессивных и варварских соседей на западе.
У автора, правда, встречаются странные заявления, вроде такого:
Особое отношение русских к Толкину сформировалось еще в советские времена. Трилогию о властелине кольца считали политически щекотливыми книгами, и читать их можно было только в виде самиздата, то есть домашних переводов, копии которых распространялись тайно. Конечно, «Бильбо» издали на русском еще в 1976 году, но лишь в адаптированной версии: например, там уже не говорилось открытым текстом, что речь идет о путешествии с запада на восток.
То есть как это? В переводе Рахмановой это говорится открытым текстом, и не однажды -- например:
- Еще бы не беречь! - сказал Торин и нацепил ключик на золотую цепочку, которая висела у него на шее и уходила под куртку. - Теперь наше положение перестает быть таким безнадежным. До сих пор нам было не ясно, с чего начинать. Мы думали держать путь на Восток, соблюдая осторожность и осмотрительность, и дойти до самого Долгого Озера. Тогда-то и начались бы неприятности…
- Не тогда, а намного раньше; уж я-то знаю, что такое путь на Восток, - прервал Гэндальф.
Но в целом, становится понятно, почему:
«Выходит множество романов про орков. Они называются, например, „Танкист Мордора" или „Орки и русские - братья навек". Их бесконечное количество, все они на русском языке и совершенно бездарны», - говорит Элиот Боренштейн, который собирается в будущем написать об этом феномене. ))))