Про мыс Колка я уже писала прошлым летом - вот тут, если интересно (
http://triglochin.livejournal.com/2012/08/09/). А теперь, может, стоит начать с того, что - ура, ура! - удалось, как и хотелось, пожить у моря. Три полных дня, когда можно рано утром тихо выбраться из дома и через пару минут уже быть на берегу, днем, управившись с немногими делами (отдых - так отдых, компьютера не брала, только книги) или пособирав чернику - снова на море. Можно - на берег залива (малое море), где спокойный плеск волн как бы окружает со всех сторон, можно - на Большое море, где ветер сильнее, и волны уже совсем морские. И там, и там вода чистая и прозрачная, а оттенки цвета меняются, в зависимоси от освещения, от ярко-синего до зеленоватого, а вечером - нежно-сиренвого. Вечером, после заката, можно перед сном снова отправиться на мыс и долго наблюдать, как зажигается и гаснет маяк, а мимо него, чинно замедляя ход, проходят через Ирбенский пролив корабли - грузовые, с темными силуэтами, огромные и поменьше, и ярко освещенные пассажирские. У них своя жизнь, а ты смотришь на нее с берега, и почему-то не надоедает...
залив
Своя жизнь и у поселка - рыбаки ставят и проверяют в смерках сети, жители заняты своими делами, студенты-энтомологи проходят практику :) (тоже было интересно иногда послушать, чем они занимаются). И у птиц и зверей - своя, утром на песке видно много разных следов, олени и косули ходят купаться и пить морскую воду, приходят зайцы и лисы, а набравшись терпения можно увидеть много разных птиц.
выбеленные морем коряги - одна из живописных примет побережья
в лесу их тоже специально оставляют, потому что разлагающася древесина - важное звено цепочки питания в лесу и в болоте
берег моря - коряга, за время своего плавания обросшая морскими желудями
Так как мы все-таки непоседы, то успели и побывать в разных достопримечательных местах. Прежде всего, это места, связанные с древним народом Ливов - когда-то ливы (родственники финнов, эстонцев и венгров) заселяли большую территорию в Прибалтике, и в 13м веке именно по названию этого народа назвали всю землю - Ливонией. Постепенно их вытеснили к курземскому берегу, где и сохранялись рыбацкие поселки "малых приморских народов", о которых все почти позабыли до середины 19го века, когда исследователи-этнографы стали путешествовать по Курземе, делая записи и зарисовки о жизни ливов (к сожалению, в интернете мало этих рисунков, вот два из тех, которые оставил исследователь Андресс Шегрен).
традиционный женский головной убор ливов - аубе. В Ливском центре на Колке нам показали очень красивые aubes, которые делают и в наши дни. Несмотря на то, что последний человек, чьим родным языком был ливский, 103-летняя Гризелда Кристиня умерла как раз в июне этого года, потомки ливов не сдаются и стараются сохранять традиции и язык или хотя бы живую память о них.
(ливская девушка, автор акварели - спутник Шегрена А. Пецольд
http://www.kolka.lv/?page_id=128)
Говорят, что язык обретает новую жизнь, когда на него переведено Священное Писание - фрагменты Ветхого Завета и Евангелия от Матфея на ливском появился, не без участия того же Шегрена и многих других исследователей и получивших образование выходцев из ливской среды, уже к концу 19го века, а полный Новый Завет (Ūž Testament) был издан, в конце концов, в Хельсинки в 1942 году (ливы в Латвии получили его уже в 90-е, но что-то успели издать и в 30-е годы. Естественно, весь процесс перевода стимулировал исследования языка и культуры и способствовал разработке ливской письменности и грамматики). Пока на "дереве языков" ливский еще - зеленый лист, но месные жители с грустью говорят, что, вероятно, скоро его уже перекрасят в увядший.
Что-то я увлеклась - надеюсь, вы извините эти экскурсы в историю. Еще многое о ливах и Курземе мы узнали, побывав в Мазирбе, небольшом кородке в 20 километрах от Колки (это уже не залив, а побережье Балтийского моря). Там есть постоенный в 1939 году совместными латвийско-эстонско-финско-венгерскими усилиями Народный дом ливов, где мы посмотрели коллекцию фотографий ливов в ливских рыбачьих поселков - это очень интересно всегда, всматриваясь в лица (тогда на фото не улыбались) пытаешься понять, что это были за люди.
Коллекция старинных вещей (не государственная, ее собирает и содержит семья, вернувщаяся на эту землю в 90-е годы)
старинная церковь, 40-метровая башня которой раньше служила ориентиром для моряков. Кстати, маяки курземскго побережья - тоже отдельная, очень интересная тема (мы еще раньше многие из них повидали). А о последней познавательной поездке - в центр всего огромного Природного Парка Слитере, Дундагу, напишу отдельно.
сосновый бор
Во многом уникальная природа Слитере (это большой район по обе стороны мыса Колка, знаменитый своими сосновыми лесами) сохранилась из-за срогого пограничного режима, в этом отношении - не было худа без добра. Конечно, лучше, что люди могут жить здесь без ограничений, лишь бы сохранилась вся красота (поэтому весь район - природный перк, а многие территории - строго охраняемые заповедники). Море уже много лет наступает на Колку, на картах видно, как оно "съедает" берег и развалины старого маяка уже - у самой воды, а я помню, что еще 10 лет назад за ними была полоса песка. Как далеко это зайдет - неизвестно. Но Колка несомненно развивается, и впечатление от поселка очень приятное, так что за те же 10 лет многое и улучшилось. Дальше - поживем, увидим.
Колка, памятник тем,кого взяло море
Большое море
Еще фотографии выложу в отдельной записи, а то слишком длинно выходит :)