(no subject)

Mar 25, 2023 16:55

О несчастной литературе замолвите слово

Якщо ми будемо примітивізовувати ворога, щоб легко перемогти його у своїй фантазії, то наша перемога і залишиться тільки у нашій фантазії.

У Уильяма Фолкнера есть роман, сюжет глазами матери героя-конфидерата войны Севера и Юга. Молодой мужчина, не сильно талантливый, эмоционально скупой, необщительный, скорее мизогин, чем не, но внешне очень интересный, с довольно сильным комплексом проигравшего войну, первоклассный воин… В общем ничего с моей точки зрения привлекательного. Суть романа в том, что мать подобного мужчины решает действовать. Она хочет внуков. Она находит красивую девушку, неглупую, и втягивает её в совершенно непривлекательные отношения с этим мужчиной. Сын по каким-то причинам, внешне неведомым, даёт добро. Его молодая жена, наверно, сошла бы с ума от непонятости и нереализованности, но это берёт на себя мать, которая успешно облегчает «пациентке» жизненные страдания.

Ох нет, я не гарантирую, что всё так и было. Но это так, как я прочитала. История про обычный брачный союз, который не из худших…

Должны ли мы хотеть быть кем-то из этих людей? Нет, конечно же. Но можете хотеть, если хочется.

К чему я? Я посмотрела на юТьюбе видео, где неглупая женщина объясняет, почему украинцам не нужно читать «Преступление и наказание» или «Герой нашего времени», которые она читала. Я с ней согласна. Читать это действительно украинцам не нужно, но не по той причине, которую назвала она. Вообще лучше читать по-русски не уметь. Я вот не умею. Я вам так по-русски прочитаю, что меня ещё попросят по-русски больше не читать - ибо не умею же.

Но причины, которые она назвала, были по моему скромному мнению результатом её упрощения этих произведений. Она их сочла романтизацией аморального поведения. Потому что Раскольникова жалко, а Печорин всем девочкам нравится. Да, я согласна, что литература также может быть про нашу любовь к главным персонажам. Но литература это гораздо шире, чем любовь к каким-то персонажам. Это ещё, как минимум, моделирование ситуации для себя в комфортных условиях. Это наши первые психоаналитические экзерсисы. И ещё много всего прочего, помимо этих двух указанных пунктов.

И если вы не хотите, чтоб ваш ребёнок был в восторге от некоторых персонажей - расскажите о них, о персонажах. Почему мы готовы подозревать каких-то московитов в том, что они хотели нас «влюбить» в психопатов, вместо того, чтоб подозревать их в том, что они хотели предупредить нас о психопатах?

Потому что нам удобны сейчас только примитивно-коварные, глупые и предсказуемые московиты? Да, они удобны. Но, к огромной нашей беде, они не гарантированы. Нам нужно учитывать мир, где враг гораздо умнее и многояруснее, чем нам бы хотелось.

***

Почему Достоевский всемирно интересен? Потому что такую коллекцию бытовой психопатологии не собрал пока что ещё никто. Но с Достоевским хоть очевидно, что фанатов-последователей у таких персонаже нуль, а не как у «бедного Вертера».

Да. А вместо «Героя нашего времени» можно почитать «Місто». Как по мне - вполне заменяемо.

«А если кто хочет сказать, что по-украински мне тоже лучше не читать, то я отвечу - я «Місто» и не читала.»

***

А когда я вижу, что читают Тимоти Снайдера, я думаю - а почему не Ярослава Гицака?

***

Да. А если вы интересуетесь, при чём тут Уильям Фолкнер? Даже не знаю, что ответить.

«А вы интересуетесь?»

Фёдор Михайлович Достоевский, видала мышку на ковре, поэтические причины, Михаил Лермонтов, Уильям Фолкнер, тихо сам с собою

Previous post Next post
Up