(no subject)

Jul 21, 2020 13:38

Snatch

Сидели у бабушки\бывшей свекрови, на кухне. Малый вдруг заговорил о "Последнем самурае" Хелен Девитт. Ему хотелось, чтоб бабушка перенялась этим произведением. Я ничего на счёт этого не гарантировала. Но малый сразу же зачитал какой-то отрывок, в котором мальчик, герой, излишними словами сообщает учительнице, что думать вредно, точнее, мыслительный процесс приносит страдания своему носителю. А бабушка нашла более интересным ответ матери мальчика, что не следует бездумно цитировать классиков. Похоже, бабушка обычно на стороне старших в вопросах интеллекта. Я, наверно, нет.

Бабушка пыталась изысканно высокоинтелектуально мотивировать внука на счёт: читай больше, у тебя пробелы, мол, чтение себе могут позволить только особые люди. Я сказала, что я читаю очень мало. Очень. Но, думаю, что могу себе это позволить, потому что я хорошо ориентируюсь.

"Угу, средняя линия. Тонкая средняя линия. Красная? Тонкая красная линия."

Только что, кстати, трейлер глянула. Очень интересное кино, должно быть... Рекомендую.

Я говорила, что мой любимый поэт Мандельштам. Что я думаю, что Юрий Живаго был написан с Марины Цветаевой.

"Я не знаю, почему я так думаю..."

Я сказала, что стихи Пастернака мне не очень, кроме "Гул затих я вышел на подмостки". Она мне сказала, что моя симпатия как-то связана с тем, что это про Гамлета. Но моя симпатия никак не связана с тем, что это про Гамлета. Это никак не ассоциировалось у меня с Гамлетом.

"Ничто в мире не ассоциируется у меня с Гамлетом. Даже сам Гамлет у меня не ассоциируется с Гамлетом. Этот образ размыли до такого безобразия, что это может быть всё что угодно и поэтому само по себе ничто. Гамлет умер. Как бог."

Она спросила меня, как я отношусь к Бродскому. Я сказала, что мне очень в нём нравится, что когда он уехал из страны, то начал писать только на английском, и поэзию и прозу, что он так хорошо был вовлечён в этот язык и качественно вовлечён, раз свою Нобелевскую премию он получил за стихотворения на этом языке, значит, это было очень серьёзно. Очень серьёзно. Я сказала, что расцениваю это как благодарность к принявшей его стране и людям. Благодарность и дань уважения. Но его стихи сами по себе очень циничные. Это мне не нравится.

Она сказала, что у него есть прекрасные религиозные стихи...

"Циничный и религиозный. Кошмар... Ужас..."

Она попробовала вспомнить стихотворение, в котором Мария, младенец, волхвы и звезда светящаяся над ними в небе, как взгляд Отца. Она его подзабыла... Раньше она его цитировала чётче. Но мне стало весело, потому что я вдруг вспомнила...

"Хаш! Я Раком стал"...

Я с трудом удержалась, чтобы не заржать, и вдруг ляпнула чудесную глупость, даже не знаю, как, но внезапно:
- Мне у него очень нравится "Розенкранц и Гильдерстерн мертвы".

Она меня поправила, что это не Бродский. Ну, да... это не Бродский. Совсем не он, но "Розенкранц и Гильдерстерн мертвы" всё равно хорошая книга, и кино. И я сказала малому, что ему надо это прочитать, или посмотреть. В общем, что-нибудь с этим сделать.

Бабушка сказала, что без знания великого произведения Шекспира "Гамлет" он там ничего не поймёт. Я сказала, что нет, что "дядя Вова, Гамлет не нужен", и что мы должны это пересмотреть вместе. Она начала объяснять моменты, которые она упомнила оттуда, и я поняла, что я должна это пересмотреть.

***

Вчера мы сидели и смотрели. Бабушка правильно сказала, что там есть узлы, которыми Розенкранц и Гильдернстерн привязаны к сюжету Шекспира, узлы есть то, что они говорят и делают чётко по пьесе. Да! Я так малому и сказала: всем актёрам второстепенных ролей режиссёр или учитель актёрского мастерства так, скорее всего, и говорит: вы должны между этими маленькими эпизодами придумать целую жизнь ваших персонажей, и пусть на сцене они появляются всего несколько раз, если они выйдут в вашем исполнении на сцену как люди, проживающие за пределами сцены свою жизнь, то они будут прекрасно достоверны; вот мы и смотрим в этом фильме на их жизнь за пределами сцены и шекспировского сюжета. Они могут жить в этот момент всё, что угодно. К примеру они могут жить абсурд. Могут жить невозможное. Могут жить так, как им не разрешает пьеса, выясняя, зачем они оказались в этом месте. Могут жить в поисках себя.

А дальше я уже думала себе. И так как они уже и так мертвы по сюжету задуманной пьесы, и так как они и сами ощущают свою принадлежность к мёртвым, то они могут себе позволить быть вне времени. Быть теми, кем бы очень хотелось быть, особенно, когда на втором плане и в анамнезе не более чем по десятку строк в не более чем десяти репликах. Можно нарушать места и декорации, можно играть в "игры разума", можно складывать бургер, самолётики, думать над законами физики, не нужно стараться быть понятым или понятным. Понятия остались там, где цели автора пьесы, где узлы, в которых нужно говорить задуманные ним вещи. Между этими узлами можно не только сюжетно провисать верёвкой, но можно эту верёвку ослаблять, растягивать, даже раскручивать, как скакалку, делать всё, чтоб между этими узлами было не сильно натянуто, чем свободней, тем лучше. В конце-концов, по задумке туго натянутая верёвка - и есть смерть. И пока её не затянули...

древнее государство Урарту, Шекспир, "и там я увидела что-то ТАКОЕ" ©, аферизмы

Previous post Next post
Up