(no subject)

Apr 19, 2020 11:48

The Same old story, Mortys killing Mortys

Прочитала очень классное мнение о мире Чехова.

«Чеховское фэнтези» стало бы не отрицанием смысла, а этической инверсией - рассказом о мире, где победило зло, а не энтропия. Ну, да, «темное фэнтези», которое редко, но бывает осмысленным. ©

Мне после Достоевского наиболее интересным явлением русской литературы кажется именно Чехов. Но если читать Достоевского мне легко и приятно, то читать Чехова мне очень тяжело и морально истощающе. Если Достоевский всех своих героев нагрузил несоизмеримо по формату их поступков тяжёлой ответственностью, то Чехов всю ответственность со своих героев снял, герои легки и витальны, но ужасно конкретны и информативны, до перенасыщения жизненностью, и у меня от них начинаются "приходы" нытья голосом их автора: "Пожалуйста... ну, пожааалуйста... сделай с этим что-нибудь, пожааалуйста".

"Но я же не хочу ничего с этим делать. Это не должно быть моим делом. Не хочу есть дело, хочу есть крем блюлле. ©"

Впрочем, если таки убедить себя, что дело и правда не моё (огромными усилиями и регулярными практиками), то конкретики и информативности хватает, чтоб было просто очень интересно.

С этих мыслей я плавно перешла на мысли о рассказах Чехова. На удивление я какие-то помню. Штук десять наберётся. Все по принципу: один ужаснее другого. Потом вспомнила про "Каштанку" и начала думать, что меня в ней с самого детства так сильно раздражало, что я этот рассказ терпеть не могла. Что? Жуткий финал. Жутчайший. Вспоминаю этот старый советский рисованый мультик, и меня всю передёргивает.

А потом вдруг осознала, что я там вижу ту же самую ситуацию, которая описана у Грема Грина в "Тихом американце". The Same old story, Mortys killing Mortys. Но если в "Американце" герой и правда наделал грязи, и его соперник перед тем хорошо подумал и может сказать, мол, да сам виноват. То в "Каштанке" герой пойман на доброте и профессионализме чуваком с галёрки, который не откажет себе в удовольствии показать, кто здесь лучший дрессировщик, и всё прикрываясь любовью к собачке. Жуть... и... это не моё дело.

это не моё дело, Грем Грин, Антон Чехов

Previous post Next post
Up