Сегодня, 5 мая, в мире празднуют:
Международный день борьбы за права инвалидов
5 мая мировое сообщество отмечает Международный день борьбы за права инвалидов.
Ни одна категория граждан не должна остаться без внимания власти. Независимо от национальности, религии, имущественного положения, состояния здоровья.
У нас говорят - инвалиды. На Западе - люди с ограниченными возможностями здоровья. По сути - одно и то же, но, как считают борцы за права инвалидов, в России инвалиды - одна из самых слабозащищенных категорий населения.
Например, в Прикамье проживают почти 227 с половиной тысяч инвалидов, из них - 9843 ребенка. Каждый пятый имеет пенсию ниже величины прожиточного минимума, которая определена в размере 2209 рублей. Многие из них нуждаются в постоянном постороннем уходе.
В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч человек.
День шифровальщика в России
В начале было Слово… Потом появилось много слов. И очень скоро человек понял, что слова надо прятать. Так началось зарождение криптографии. В переводе с древнегреческого «криптография» означает «тайнопись».
Но еще до введения в обиход данного понятия человек пользовался сокрытием информации с помощью доступных для своего времени способов. Например, во времена правления династии египетских фараонов применялся довольно своеобразный метод передачи тайного письма. В качестве носителя информации выбирался раб, точнее, его голова. Голову брили наголо и водостойкой растительной краской наносили текст сообщения. Когда волосы отрастали, его отправляли к адресату. После того, как раб-носитель информации добирался по назначению, волосы снова сбривали и читали нанесенный текст. Для удобства обработки голову предварительно снимали с плеч. Главными недостатками данного метода являлись слабая оперативность передачи сообщений и большая ненадежность. Ведь в процессе путешествия носитель сообщения мог быть убит, мог заболеть, наконец, мог просто сбежать.
Новый импульс в развитии шифровального дела был дан в связи с появлением проводного телеграфа и изобретением радио. Скорость передачи информации несоизмеримо возросла, и все большие объемы ее были подвержены перехвату и прочтению.
Сегодня Криптографическая служба России отмечает свой праздник. Как говорится в распространенном сообщении ЦОС ФСБ, служба, созданная постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 5 мая 1921 года, обеспечивает с помощью шифровальных (криптографических) средств защиту информации в информационно-телекоммуникационных системах и системах специальной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом, в том числе в системах, использующих современные информационные технологии.
День водолаза в России
Первая в мире водолазная школа была основана в Кронштадте указом императора Александра III 5 мая 1882 года.
В то время в Европе почитали за честь поехать на учебу в Кронштадт. Весь мир знает русских водолазов. «Мы из Кронштадта» - это становится мировым признанием профессиональной подготовки.
Длительное время учебный центр оставался единственным в мире, где готовили специалистов водолазного дела. Сегодня наследником Кронштадтской водолазной школы является Военно-Морской Инженерный Институт им. Петра Великого.
5 мая 2002 года по ходатайству представителей водолазных организаций, служб и структурных подразделений различных министерств и ведомств указом Президента России В. Путина этот день официально объявлен Днем водолаза.
День печати в Беларуси
День печати ежегодно празднуется 5 мая согласно Указу Президента Республики Беларусь N 156 от 2 мая 1996 г. «Об установлении в Республике Беларусь праздника - Дня печати».
3 мая цивилизованный мир отмечает Международный день свободы печати. Большинству белорусского народа этот факт неизвестен, и в республике продолжают от души праздновать обыкновенный День печати - 5-го числа.
Эта дата, как известно, ведет свою историю от первого выхода ленинской «Правды» в 1912 году. Хотя белорусская печать имеет гораздо более глубокие корни, и памятных дат предостаточно. Например, 6 августа 1517 года Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу. В XIX веке были первые попытки выпускать периодические издания на белорусском языке - в 1861-1862 годах вышло 4 номера газеты «Гутарка двох суседоў», в 1862-1863 издавались «Гутарка» и «Мужыцкая праўда» (7 номеров). В начале ХХ века появились первые регулярные белорусские газеты - «Наша доля» и «Наша ніва». Но несмотря на это, официальным праздником для белорусской печати по-прежнему остается день выхода в свет газеты «Правда»...
Интересный факт: 5 мая 1581 года на Волыни, в Острожской типографии Ивана Федорова, вышел календарь Андрея Рымшы «Хронология» на старобелорусском наречии. К каждому месяцу были напечатаны стихи - первое отдельное поэтическое издание.
Это был также первый печатный календарь славян.
Но как бы там ни было, у всех людей, связанных с печатным и издательским ремеслом, в начале мая есть два повода поднять бокалы, рюмки и пластиковые стаканчики: 3 мая - «За свободу печати!» и 5 мая - просто «За печать!»
День Конституции Кыргызской Республики
5 мая 1993 года на XII сессии Верховным советом Республики Кыргызстан принята Конституция Кыргызской Республики. С этого момента, Республика Кыргызстан стала именоваться Кыргызской Республикой, а Конституция Киргизской ССР, принятая в 1978 году, утратила свою силу.
С момента принятия в Конституцию неоднократно вносились изменения и дополнения, она кардинально редактировалась четыре раза (февраль 2003 г., ноябрь 2006 г., декабрь 2006 г., октябрь 2007 г. )
14 сентября 2007 года Конституционный суд Кыргызской Республики отменил действия ноябрьской и декабрьской редакций Конституции. В действие вновь вступила Конституция в редакции от 18 февраля 2003 года.
А 21 октября 2007 года согласно Указу Президента Кыргызской Республики состоялся всенародный референдум, на котором была принята новая редакция Конституции, предложенная Президентом Кыргызской Республики К. Бакиевым, которая и была им подписана 23 октября 2007 года. Новый редакционный закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызстана вступил в юридическую силу на следующий день - 24 октября 2007 года, с момента опубликования в официальном издании страны - газете "Эркин-Тоо".
День детей в Южной Корее
Название праздника по-корейски звучит: «Орини наль».
Государственным праздником этот день стал с 1923 года благодаря общественному педагогу Банг Джонг-Хвану, предложившему утвердить 1 мая Днем детей. С 1946 года праздник стал отмечаться 5 мая, а выходным днем стал с 1975 года.
Во всех городах и селах проводятся массовые развлекательные мероприятия, спортивные состязания, героями которых, конечно же, являются дети.
День мальчиков в Японии
Праздник мальчиков отмечается 5-го мая и официально называется «Танго-но сэкку» (Праздник первого дня лошади). Это название было выбрано, потому что лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, все те качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. Другое название - Сёбу-но сэкку (Праздник ириса) - возникло в период Нара, так как ирисы, цветущие в это время, символизируют успех и здоровье. В танго-но сэкку принимают участие мальчики до 15 лет.
Истоки праздника относятся к первым векам нашей эры, когда он был обрядовым действом, связанным с наступлением весны, началом полевых работ, просьбой о благополучии общины. В этом празднике имело место поклонение духам растений, трав и деревьев, что было связано с молением о здоровье, даровании мужской жизненной силы, процветании рода. Этот старинный обряд носил характер праздничной церемонии и был одним из ритуалов императорского двора, где главная роль отводилась самому Императору, который собирал вместе с придворными лекарственные травы. Крестьяне в эти дни выставляли на полях яркие флаги и пугала в различных костюмах для защиты от насекомых в период цветения. Постепенно эти фигуры стали делать более искусно, особенно те, которые изображали воинов, а затем, с течением времени, флаги и пугала на полях стали воспринимать как обереги не только будущего урожая, но и детей. Теперь их уже не ставили на полях, а хранили дома.
В эпоху Хэйан танго-но сэкку приобретает характер военно-спортивного праздника, во время которого демонстрировалась воинская удаль - устраивались соревнования по стрельбе из лука, борьбе сумо, устраивались сражения на мечах, конные состязания. Правители страны использовали древний обычай для воспитания у подрастающего поколения самурайского духа.
В период Эдо праздник стал более пышным и торжественным, его начали отмечать уже во всех слоях общества. В домах устраивали выставки и выставляли миниатюрные доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах. В самурайском обществе воинские латы и шлем считались у мужчин очень важными атрибутами, так как защищали тело воина во время сражений. Воинские доспехи, в которые облачена кукла, олицетворяют собой защиту мальчика от бед, счастье в жизни и браке, помощь в сложных жизненных ситуациях. Все куклы имеют свое лицо и характер, с каждой связана история, иногда героическая, а порой и юмористическая.
В настоящее время широко распространен обычай вывешивать в Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов - кои-нобори. Карп считается очень жизнестойкой рыбой, которая может обитать не только в чистой пресной воде, но и в пруду, и в болотистой местности. Китайская легенда гласит, что когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад, который назывался «драконовым водоворотом», то превратился в дракона и поднялся на небо. Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста детей, самый большой символизирует главу семьи.
Считают, что этот обычай возник среди горожан, которые не имели права в этот день выставлять перед домами копья, алебарды, знамена и др., как это делало воинское сословие. Взамен этого они стали вывешивать карпов, которые служили примером стойкости, смелости, упорства в достижении цели. При рождении мальчика существует также обычай ставить древко с бумажными или матерчатыми фигурками карпов, что олицетворяет собой обращение к небесному богу с просьбой защищать ребенка.
В эти дни в домах готовится и специальная еда: рисовые колобки, завернутые в листья ириса или бамбука - тимаки-суси, рисовые лепешки, завернутые в дубовые листья - касива-моти и рис, сваренный с красными бобами - сэкихан. Набор такой ритуальной пищи, в каждое блюдо которого входит рис, являлся магическим средством обеспечения здоровья детям и продолжения рода.
По вечерам мальчики с родителями собираются у стенда, чтобы рассмотреть кукол, подержать в руках шлем, доспехи, послушать историю каждого персонажа. Приобщая детей к мифологии богов и героев, родители воздействовали на характер мальчиков, передавали из поколения в поколение традиции японского воинства. Таким образом, этот праздник сохранился неизменным почти до сих пор. И хотя в настоящее время он празднуется как День детей, предпочтение отдается мальчикам.
День освобождения Нидерландов
Сегодня в Нидерландах отмечается национальный День освобождения от фашистской оккупации. В этот день в 1945 году в здании гостиницы «Мир» в голландском городе Вахенинген был подписан акт о капитуляции группировки немецких войск на территории Нидерландов.
В разных городах Нидерландов проходят фестивали, посвященные Дню освобождения. В них участвуют известные ансамбли, певцы, музыканты. Фестивали привлекают сотни тысяч голландцев, в особенности, молодых людей.
Празднование Дня освобождения обычно завершается вечером в столице Нидерландов, Амстердаме, народным гуляньем и концертом на берегу реки Амстел. На концерте присутствуют королева Беатрикс и премьер-министр Ян Петер Балкененде.
В этот день по всей стране проходят церковные службы в память о жертвах войны.
Синко де Майо - День победы при Пуэбл в Мексике
Этот национальный мексиканский праздник так и называется: «Пятое мая» (Cinco de Mayo). Этот день по праву называют Днем независимости Мексики: 5 мая 1862 года 4000 мексиканских солдат одержали победу в сражении с французской армией.
Это день, когда была свергнут длившийся 3 года (1864-1867 гг.) монархический режим Наполеона III, племянника Наполеона Бонапарта, и мексиканской партии консерваторов «Клуб Знаменитых» (Club de Notables).
На месте битвы сегодня расположен парк со статуей генерала Игнасио Сарагосы, сидящим верхом на коне. Одна из крепостей преобразована в военный музей, в котором можно увидеть огромный макет, воспроизводящий события того дня.
Как ни странно это прозвучит, но праздник наиболее широко отмечается в Америке (особенно в Калифорнии, Аризоне, Нью-Мехико и Техасе), хотя в Мексике он тоже очень популярен. Учитывая, что с каждым годом мексиканцев в США становится все больше, данная тенденция совсем не удивительна.
День победы при Пуэбло также иногда называют мексиканским аналогом дня Святого Патрика. В этот день повсеместно предпочтение отдается мексиканской кухне, национальной музыке и танцам, устраиваются крупные фестивали и карнавалы. В некоторых районах празднование может растянуться на всю неделю!
Город, прославившийся военной победой, знаменит еще и как место рождения соуса моле. Соус может быть сладким или острым, ингредиенты в нем могут меняться, но всегда присутствует перец чили.
Существует легенда, согласно которой этот соус впервые приготовили монахини одного прихода специально для приезжающего начальства. Но так как женщины не знали, какое блюдо будет достойно важных гостей, они вытащили из кладовки и перемешали в большом чане все, что смогли найти - всего около 30 ингредиентов! Все это варилось несколько дней, и в результате получился сладкий и густой соус, который подали к столу вместе с индейкой. С тех пор все, кто пробовал соус моле, говорят, что монахини - лучшие кулинары в Мексике.
День коронации в Таиланде
Его величество король Рама IX (Пхумипонг Адульядет) был коронован 5 мая 1946 года. Юбилей этой даты - государственный праздник Таиланда. В Бангкоке, как обычно, ожидается парад Королевской армии и морского флота и роскошный салют.
Человек, который правит страной дольше любого монарха в мире и который заслужил безмерную преданность своего народа, казался очень далеким от трона в момент своего рождения в 1927 году в Кембридже (штат Массачусетс, США). В то время страной правил король Пратчатхипок, и несколько его сыновей шли первыми по порядку престолонаследия. Кроме того, был жив его отец, принц Махидон Сонгла, изучавший медицину в Гарвардском университете, и его старший брат - принц Ананда Махидон. Казалось, что будущему королю Пхумипонгу Адульядету предстоит более-менее обычная жизнь в относительной безвестности, хотя и, без сомнения, строго направляемая его отцом, желавшим использовать его образование и социальное положение для улучшения общественного благосостояния Сиамского народа.
Господь, однако, рассудил по другому. Принц Махидон умер в 1929 году, а в 1935 году последовало отречение от престола короля Прачжатхипока. Молодой король Ананда Махидон провел первые 11 лет своего правления, в основном в Швейцарии со своей матерью, сестрой и младшим братом, где он продолжал свое образование до тех пор, пока не был призван на родину в связи с началом второй мировой войны. В 1946 году он умер, и принц Пхумипон Адульядет, которому тогда было 19 лет, неожиданно для самого себя стал девятым королем династии Чакри. Впоследствии он вернулся в Люцерн, чтобы продолжить образование, занявшись изучением политических наук, в соответствии со своей новой ролью.
Два года спустя, во время визита в Фонтенбло, он встретил молодую и прекрасную Мом Рачавонг Сирикит Киттийакара, дочь таиландского посла во Франции, Его Высочества принца Наккатрмонгкла Киттийакара. В 1948 году об их помолвке было объявлено правительству. Они поженились в Бангкоке 28 апреля 1950 г., и спустя семь дней Его Величество был коронован в соответствии со старинной церемонией, которая состоялась в Большом Королевском Дворце, откуда его предшественники управляли королевством. Характерно, что сам он выбрал в качестве своей официальной резиденции более скромную виллу Читралада, твердо следуя клятве престолонаследника данной во время коронации: «Мы будем править справедливо ради блага и счастья Сиамского народа».
Встреча весны в Турции
Во все века и у разных народов май ассоциировался с возрождением. Это само собой вытекало из ритма крестьянских будней. В этом месяце начинается сев, сопровождаемый надеждами на тучную жатву. Именно тогда закладываются семена будущего урожая, а значит и имущественного достатка семьи. Наконец, в последний месяц весны все вокруг поражает глаз буйством красок, некогда вызывавшим столько сказаний об ежегодном умирании и воскрешении Флоры.
Еще у древних римлян были фестивали «Флориалии», посвященные майскому пробуждению природы. С распространением монотеизма обычаи идолопоклонников отошли в прошлое, более того, приобрели зловещий дьявольский оттенок. Например, бесовская Вальпургиева ночь и Шабаш ведьм на Лысой горе проходят в канун 1 мая. Но святоши не смогли вытравить из сердца народа восторг обновления, и первомайские торжества во многих странах существуют и поныне. Однако до сих пор речь шла о Европе, а праздник Весны возник там же, где и сельское хозяйство, в Азии. Не имея возможности пройтись по всему региону, обратим свои взоры на Турецкую республику.
В Турции торжества приходятся на ночь с 5 на 6 мая. По преданию, этой ночью пророки Хизир и Илья (от соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны - Hidyrellez - это слово может писаться и произноситься с некоторыми вариациями) договорились вернуть на землю Весну. До недавнего времени Хидреллез, будучи обычаем простонародья, проходил практически незамеченным в мегаполисах. Однако после отмены, в сентябре 1980 г., Дня труда 1 Мая турецкие власти, напирая на патриотизм, противопоставили ему Встречу Весны. И ведь правда, Хидреллез является гораздо более тюркским празднеством, чем взлелеянный на почве Запада Первомай.
Считается, что в ночь с 5 на 6 мая пророк Хызир спускается с небес и ходит по земле, творя добро, исцеляя, помогая людям и исполняя их желания. Горе тому, чьё жилище не убрано, чьи двери закрыты и в чьём сердце гнездятся злые помыслы. Хызир никогда не посетит такой дом, а, следовательно, не принесёт удачу, счастье и процветание. Поэтому народ тщательно готовится к наступлению этого праздника: наводит порядок в домах и дворах, стирает одежду, покупает новые вещи, готовит праздничные кушанья, среди которых главное место занимает жаркое из молодого барашка со свежей зеленью. В этот день принято раздавать милостыню и загадывать желания, которые может исполнить пророк. Окна, двери амбаров, мешки, кошельки в преддверии праздника оставляют широко раскрытыми в надежде, что щедрый Хизир не позволит им опустеть, а принесёт богатство.
Сами торжества организуются на природе в живописных местах неподалёку от источников, храмов или кладбищ. Широко распространена традиция проводить в этот день жертвоприношения и гадания. Так, например, молодые девушки в канун праздника складывают в сосуд с водой свои кольца, серьги, браслеты, и сосуд этот оставляют на ночь под розовым кустом. А в день праздника под обрядовые песни тянут предметы из него. Каждый куплет песни содержит предсказание, которому суждено сбыться в жизни той, чью вещь вытащили в момент пения.
Еще одно крестьянское гадание. Девушки кладут бумажки со своими самыми заветными мечтами в «сосуд желаний», или «горшок лжи». Сосуд на ночь закрывают в розарии. На следующее утро девушка, выбранная по жребию, достает его, открывает и вынимает одну записочку. Подписавшая ее холостячка в течение года непременно выйдет замуж.
Существует интересный обычай: незадолго до торжества готовят йогурт без закваски. Тот дом, в котором йогурт получится - будет обласкан вниманием пророка Хизира, а, значит, благополучие и удача водвориться в нем на целый год.
Трудно представить себе Хидреллёз и без народных гуляний: молодые парни прыгают через костры, девушки пишут записки с желаниями и бросают их в реку. Вместе с природой люди радуются приходу весны и наступлению долгожданного тепла, потому и праздник этот, несущий надежду на лучшее, является одним из самых ярких и красочных в Турции.
Последнее время Праздник Весны стали широко отмечать не только в сельских районах, но и в городах. Так, на протяжении нескольких лет меценатом Хидрелез Ахиркапы в Стамбуле, совпадающего с Неделей беллиданса, приходящейся на первые семь дней мая, выступает Армада Отель. По всему кварталу Султан Ахмет выстраиваются деревья Наиль. Здесь до утра не смолкают шум и сутолока импровизированных базаров. Причем вход на концерты приглашаемых отелем исполнителей этнической музыки совершенно свободный. Плата за ужин за столами, накрываемыми на свежем воздухе, также является минимальной. Как правило, он состоит из люля-кебаба, мясного рулета, риса, рыбы в тесте, пахлавы, мороженого, многочисленных пирожных и столь обожаемых в Турции ореховых деликатесов.
В Турции Хидреллез отмечается не только тюрками, но и представителями довольно многочисленной армянской общины. У армян 5 мая - это День пророка Ильи - покровителя домашнего скота.
День хорватской лексикографии
5 мая 1939 г. в г. Бановине Хрватске было объявление об учреждении нового праздника - Дня хорватской лексикографии. 5 мая 1999 г. состоялась презентация капитального труда хорватской лексикографии - первого из 11 томов Хорватской энциклопедии, а незадолго до того День хорватской лексикографии был возрожден, и именно к нему был приурочен выход первого тома энциклопедии.