Геркуланум, часть пятая и последняя. Самое интересное.

Aug 31, 2013 10:22



1. На Четвертом кардо стоит один из самых известных домов Геркуланума - принадлежавший когда-то семье богатого торговца Дом Нептуна и Амфитриты, украшенный богатыми мозаиками. Хозяину этого дома принадлежала винная лавка, которую мы осмотрели в прошлой части рассказа.
    Дом Нептуна и Амфитриты небольшой, двухэтажный, гораздо скромнее  аристократичных просторных покоев Самнитского дома. Все мозаики украшают собой нимфей - небольшую, открывающуюся в атриум комнатку, где ради развлечения хозяев и освежения летнего зноя был устроен фонтанчик с небольшим касакадом.


2. Одну из стен нимфея занимает богато декорированный ларарий, посвященных хранителям дома. Наверху - так любимые в античном мире театральные маски. В нишах, конечно же, располагались статуи или светильники. В лучшие времена зальчик выглядел более чем нарядно - тут и мозаика, и оранжевые фрески, и инкрустации из раковин. Добавим цветы, мебель, драпировки, мягкие подушки на ложах, тихий плеск воды...прекрасное местечко!


3. Мозаика ларария изображает сцены охоты - гончие, преследующие оленей. Возможно, яркие кусочки натирались для блеска воском или чем-нибудь еще.


4. Толпа на правом фото как раз и ломится в нимфей - здесь понятны его скромные размеры.



5. Снаружи снять все пространство помещения невозможно, поэтому вот - корявенькая реконструкция с просторов сети. Книжки с такими рисунками (было-стало) продаются повсеместно, но уж очень они ужасные. Зато помогает при отсутствии пространственного воображения. Вокруг рукотворного ручейка располагались ложа


6. Выходим на улицу. У кого-то в небогатом доме или лавке - интересное решение для освещения и кондиционирования. И светло и вор не протиснется и на решетки-ставни тратиться не нужно. Аналогичные придумки есть в Помпеях.


7. Маслодавильный пресс, банально говоря - как новенький. Всегда можно было купить свежее масло из прекрасного кампанского винограда, который так хорошо вызревает на вулканических почвах вокруг Везувия. За желтой платиковой ширмой должны располагаться остатки лестницы, ведущей на второй этаж.
       Справа - хорошо сохранившийся балкон второго этажа так называемого Дома с решетчатым каркасом, но туда мы заглянем чуть позже.



8. Дом с деревянной перегородкой - вот тут бы я поселилась сразу и навсегда! Дом большой, построен в самнитскую эпоху и имеет характерную для того времени вытянутую планировку по центральной оси. При Августе к дому были пристроены комнаты верхнего этажа, возможно, для сдачи в аренду. Главным украшением дома является просторный атриум с остатками деревянной ширмы, отделявшей некогда его от триклиния и внутренних помещений.


8. Проем в крыше для сбора дождевой воды, так же, как и в Самнитском доме, декорирован зооморфными фигурками.


9, Одна из кубикул (обратите внимание на интересное решение потолка - полуарку) и вид на вход. Здесь сохранился мраморный фонтанчик в имплювии и стол для посвятительных ритуальных даров.



10. Все помещения украшены росписями сочного "помпейского" красного цвета.


11. Свежие краски на стенах, гладкий, еще не смятый землетрясением пол, тихий плеск воды. Развеваются тонкие занавеси. Какого цвета была ширма? Полированное дерево, расписные узоры? На ней сохранились бронзовые держатель для масляных ламп - круглые накладки. Сейчас ширма спрятана в пластиковый короб.


12. Приходят ли призраки бывших хозяев посидеть у пустых бассейнов, побродить по садам? Вашингтон Ирвинг, путешествуя по Альгамбре, ночевал в заброшенных покоях дворца, но единственными, кто нарушал его сон, были летучие мыши. Свидетели былого величия старого города не желают показываться смертным.
      Далее по плану осмотра - Дом мозаичного атриума и разочарование - дом закрыт. Удалось снять мозаику в вестибюле, украшенную свастикой.



13. Разочарование было недолгим - смотрите, какая замечательная решетка!


14. И роспись чьей-то спальни.


15. Кто знает, что это? Веревочка как новая.


16. Еще один закрытый дом - Дом Бронзовой Гермы. Печаль и запустение - имплювий зарос мхом, 21 век добавил колорита в виде сигаретных пачек и пластиковой бутылки колы. Бюст хозяина даже отвернулся, не в силах созерцать такое безобразие.
       Вообще ситуация с посещениями конкретных домов в Помпеях и Геркулануме непонятна. Никакой информации о том, что закрыто в настоящий момент, нет. Открываются особняки так же внезапно. Помимо уже названных выше, мы не смогли осмотреть перманентно закрытые Загородные термы, Дом с прекрасным двориком и Дом Оленей. Придется ехать еще раз! :)


17. Большой двор одного из домов, с бассейном. Без изысков и выкрутасов так и назван в путеводителе - Дом с садом. Из триклиния (квадратный портал слева, наполовину скрытый зеленью) открывался приятный вид на колоннаду и бассейн.


18. Кружим по одному месту - то ли усталость, то ли местные духи куда-то упорно нас ведут, а мы не видим. Снова дом с каркасом и богатый портал, украшенный колоннами с коринфскими капителями.



19. Обглоданная жаром решетка.


20. Невесомые росписи на стенах - покой и пространство, так любимые римлянами.


21. Над приморской террасой возвышается Дом рельефа Телефа. Архитектура особняка не имеет аналогов в Кампанье. Вход в атриум организован из широкого вестибюля с шестиколонным портиком. Справа и слева - два других портика, также украшенных колоннами (по три в каждом) - на них опирались верхние галереи. Между колоннами на бронзовых цепях свисали мраморные диски с рельефами, изображающими спутников Вакха, менад, сатиров и силенов. Из атриума коридор вел к перистилю, обрамляющему сад с необыкновенно глубоким бассейном, в котором, возможно, держали декоративных рыб.
       Дом назван по рельефу с изображением Телефа - родоначальника пергамской династии.
       В отличие от соседей, хозяин дома не жаловал пестроту и предпочитал мозаикам и фрескам полихромный мрамор и рельефы.


22. Между колоннами тихо покачивались резные диски. Видимо, дом был исключительно популярен  - во многих домах Геркуланума росписи стен имитируют реальные виды, открывавшиеся через колоннаду или окна дома Телефа.


23. Терраса Нонния Бальба - своеобразный мини-форум, открытый на море. Сейчас вместо плеска волн - плотная стена вулканической породы. Проконсул Нонний Бальб даровал городу Загородные термы, выходящие на эту же террасу. В благодарность на площади установили его статую и алтарь.


24. Некоторые скульптуры сохранили следы краски. Так, эти амурчики были рыжеволосыми.


25. Нонний Бальб вечно обречен созерцать стену камня, поглотившую его город, а мы свернем налево, в неширокий портал, отделяющий площадь Загородных терм от Священного места.


26. Здесь сохранилось немногое, а когда то был храм Венеры и храм четырех божеств - Минервы, Вулкана, Меркурия и Нептуна. Мраморные рельефы обозначают места старых жертвенников.


27. Общий вид Священного места.


28. В субструкциях устроены аркады для хранения лодок. Здесь же погибли не успевшие эвакуироваться жители города, безуспешно ждавшие помощи с моря, от военного флота, стоявшего чуть дальше Неаполя - в Мизенах.
       Замыкает террасу здание Загородных терм.


29. Путь наверх лежит через длинный, пробитый в породе, туннель. Хочется побыстрее вырваться из этого царства застывшего камня и почувствовать себя живым. Взять кофе в автомате рядом с кассами, развернуть заранее припасенные бутерброды и уже с безопасного расстояния рассматривать древний город.
        Как картину на стене. Как фотографию в альбоме.
        Мы побродили около врат подземного царства и вернулись назад. Но что-то из подземного мира принесли с собой.

history, Геркуланум, Италия

Previous post Next post
Up