Развлечения дилетанта.
Автор не претендует на объективность Заранее прошу прощения у всех УЧИТЕЛЕЙ. Я безмерно уважаю настоящих педагогов и хочу, чтоб их было больше.
Вместо предисловия.
Я хочу поделиться своим маленьким опытом учительствования. Случилось это шесть лет назад. Но с тех пор меня мучают разные мысли о детях. Не о тех, кто купается в любви, читает правильные книжки и излучает доброту. А совсем о других. Им очень плохо. Их много. А, как известно, даже ложка дёгтя портит бочку мёда. А если из этой бочки переложить в другую бочку с мёдом, то испортится и она. Детки подрастают, общаются и качество общества в целом сильно страдает. А взрослые смотрят и сокрушаются: "Какая глупая, испорченная молодёжь без всяких идеалов!" Ну, смешно же. Всё равно, что курице бранить своё яйцо. Извини, наседка, но что снесла, то и имеешь. Мне удивительно, что в самую пору эластичности детской души большинство взрослых не понимает, что пришло время лепить. Когда нас хотят и могут услышать, мы презрительно молчим...
Ура, я- учитель!
Работу присоветовала моя портниха и большая приятельница. Её внучка ходила в школу на окраине, - уже даже не город, а район, принадлежащий то - ли областному центру, то -ли городу- спутнику. Называется просто - "посёлок". Может быть, именно потому в школе всё преподавание шло "абы як", спустя рукава. Учителя не задерживались. А те, что были , к работе относились, за редким исключением, как к рутине или наказанию за свои грехи, - приходили и уходили. А ученики оставались в ступоре и недоумении. Особенно мою подругу злили учителя физики, которые попросту извелись.
Эврика! Я иду в эту школу и прошусь в физики.
Меня приняли очень удивлённо и настороженно. Завуч выглядела так, как будто хотела сказать: "А на черта нам эта физика? Обходились же! А вам на черта?" Отказать было много причин. Одна из них - отсутствие у меня педагогического образования. Впрочем, к моей огромной радости, всё каким- то образом утряслось. Решили, что я попробую работать без оформления. Но мне предложили …"классы коррекции". Что это за классы такие? До поры, до времени я ничего не знала.
Обрадовалась, впала в эйфорию. Всегда мечтала преподавать физику. Потому что всякий, кто учился у нашего школьного физика, Ильи Яковлевича Борца, в тайне мечтал об этом. Два моих института если и прибавили мне знаний, только оттого, что иногда я читала учебники. Там не было почти ни одного такого блестящего педагога и личности.
На арене дилетант.
Первый день моей работы. Гордо шагаю в класс. По дороге три раза останавливаюсь. Завуч, классный руководитель и ещё учитель,- все хотят мне что- то сказать. Смотрят со странным сожалением и говорят одинаковое: "Только вы им ничего не рассказывайте. Можете писать на доске. Можете дать задание читать учебник. Только не говорите".
Как не говорить? Я же за этим и пришла!?
Очень удивлённая, вхожу в класс. А теперь вспомним «Четвёртый позвонок» Марти Ларни» и «Кентавр» Апдайка. А кто не читал, слушайте. В классе творилось НЕЧТО.
Бои на палках, град бумажных комков и огрызков, крики матом. Подсолнуховая шелуха засыпала пол и , как приправа, - громкие неприличные звуки. А у меня голос нежный, интеллигентный, вроде. Как только девятиклассники услышали новую "училку", к общей какафонии звуков прибавились гомерический хохот, издевательские интерпретации моих слов. Я давно говорю все звуки правильно. Но остался некий намек, что-ли. Некоторое время я стояла, открыв рот, но одновременно в душе нарастал весёлый азарт. Вот, это материал! Детки ошиблись. Внешность и голос бывают обманчивы.
К этому времени я прошла разнообразную жизненную школу. Свои выросшие дети, пятнадцать лет в убогом шахтерском городке, где чаще думают и говорят матом, работа в гараже. Рацпредложения на работе мне подавали матом, комплименты говорили абсолютно в той же манере. Приемы общения с самыми разными людьми я знала. Конечно, первый урок пропал даром за объяснением простых истин.
Легко меняю мяуканье кошки на авторитетный и сдержанный рык льва. Этим вот рыком я им и предложила взять листки, написать всё, что они обо мне и о физике думают… Дети с энтузиазмом принялись ваять.
- А потом, - скомандовала я,..- спрятать эти листочки и дома спустить в унитаз.
По классу пронесся громкий испуганный шёпот: "Вампииир чёёёрный!".
Дальше я обратилась не к воспитанию, не к сердцу, а к здравому смыслу. Предположением, что у них есть первые 2 предмета, я могла их рассмешить. Но на здравый смысл претендовали все. Моя речь сводилась к тому, что глупо встречать так скверно совсем НЕ-ЗНА-КО-МО-ГО человека. Сначала убедитесь, что он заслуживает плохого отношения. Может быть, окажусь полезной и приятной.
Дети даже не знали, что кого- то встречают одушевлённого. Учителя они воспринимали как манекен или огородное пугало. Ко мне, конечно, они отнеслись по той же схеме. Просто не могли представить, что кому - то могут быть интересны общение, преподавание, они сами. Учителя приходят, потому что хотят получать зарплату,- вот это они хорошо понимали. Привыкли так.
И вот, я заключаю с ними договор, что если окажусь неинтересной дрянью, они имеют право вести себя как угодно. Кое- как мне удается привести детей в порядок. Начинаем знакомиться. Прощупываю, что они, в принципе, знают. Оказалось, ничего.
Будни дилетанта
Приходилось объяснять и азы математики, чтоб понять физику. Детки даже не знали обычных слов, всё их смешило.
В разговорах с ними на переменах я узнала, что никто из них почти ни на что не надеется в будущем. У них унылый, скудный, а иногда и страшный быт. Только один мальчик никогда не пропускающий уроки, имел мечту: он собирался стать машинистом тепловоза, как папа. Вот его глаза всегда были осмыслены и счастливы. А у других- злые, смотрели как будто через толстое черное стекло.
НО! День за днём появлялось нечто в глазах. Конечно, хорошо да гладко только на бумаге получается. Уже на следующий урок вдруг пришли незнакомые мне ученики, которых не было на первом. Пришли со своим оружием, гиканьем и показным идиотизмом. Пришлось растянуть воспитательный процесс… на месяц, пока не подтянется вся публика. И так было в каждом классе. Но сразу из каждого класса выделилась группка заинтересовавшихся детишек. У них уже зажглись глазки. Чтоб ничто не мешало общению, дети подсаживались ко мне на стульчиках и слушали, открыв рот. А основном, это были девочки, но и не только. Только странной была реакция на мои уроки. Ловили каждое слово, улыбались. Как будто бы я клоун и рассказываю, что- то невиданное и смешное. Но стали всё записывать в тетрадочки. Однажды на урок в самом трудном классе зашла их "классная дама" с...большой палкой. По привычке она время от времени постукивала своим оружием по спинам учащихся. Но особого повода они, к её изумлению, не давали. Перелом в моих отношениях с классом уже произошёл.
Как же интересно!
А случилось всё так.
Рисую на доске атом: ядро, орбиты электронов, электроны. Начинаем тему электричества. Вдруг кто- то идиотским голосом вопит: «Тётя, а инопланетяне бывают?»
И начинается всеобщий смех. Так принято. Они ожидали, что учитель рассердится, начнёт ругаться и… пройдет урок.
-Бывают,- отвечаю,- только их ищут не там, где надо. И смотрю им в глаза.
-Обратите внимание на модель атома. Ядро, как солнце, электроны, как планеты. Масса электронов по отношению к массе ядра может быть такой же, как масса планеты по отношению к массе солнца. И радиус орбиты подобен, если уменьшить модель солнечной системы до размеров атома. Возможно, что на электроне и есть жизнь, и есть «инопланетяне». Только очень маленькие, нам не видно.
Что тут стало! Класс замер. Все глаза открыты, дыхание затаили.
-Это правда?- выдохнул один.
- Дети, я надеюсь вы не придете домой и не скажите: «Пришла новая училка по физике и сказала, что на электроне есть жизнь» (Одобрительный смех) Пока, это только предположение. Я ни в книжках, ни в газетах, ни по телевизору не слышала, что нашли жизнь на электроне.
-Что же делать?
-Мы хотим знать!( Вот, уже расслабились и загомонили).
-Слушайте, как всё просто. Вы все как следует выучитесь. Открывайте пошире глазки, ушки, думайте головой и станете учёными-открывателями. А потом я приду к вам, уже старая, сгорбленная, и спрошу (обращаюсь к самому грозному забияке):
- Артур, ну, порадуй старуху, скажи, ты нашёл на электроне инопланетян?
Волшебные, мягкие и пушистые.
Вот, какими они оказались!
И всё. Лед оказался растопленным. Среди мальчиков и девочек - детей из неблагополучных семей, случилось довольно много умных и пытливых, которые даже не подозревали, что способны усваивать знания. Я ещё многому их научила. Сначала они писали: «электрический скок", "генетическая энергия" и "напряжность электрического поля". Потом я их не могла отогнать от доски, ведь как приятны были минуты ощущения своей значимости и новых знаний!
Кричите, говорите, намекайте детям на их талант и возможность счастья!
Правила, которые они усвоили:
1.Никому не разрешай усомниться в твоих способностях и уме
2. Ежедневно подтверждай трудом и новыми знаниями пункт 1.
3.Ты сможешь стать тем, кем захочешь. Выбор за тобой.
Я ещё о многом с ними говорила. О том, что человек использует свой мозг где- то на 5 %, а возможности его значит, в 20 раз больше. Чтоб они заполнили свой мозг для начала, хотя бы на эти 5 %.
Согласитесь, истины прописные, но дети- то их не знали. Никто не удосужился им даже намекнуть
Надеюсь, что я обнадёживала их каждый день, как это делал с нами наш Учитель.
Было много смешных и трогательных случаев. Например, когда авторитетный мальчик Коля сам решил заботиться о порядке на уроках. Если, ему казалось, что меня плохо слушают, он подходил к ротозею и давал ему по шее. Что поделаешь!? Ну, принято было так. А потом, в конце года, он попросил меня о помощи. Колю выталкивали всем педагогическим коллективом в профтехучилище, а он…уже не хотел.
- В чём проблема?- ответила я. Конечно, попрошу за своего отличника.
Завуч мне ответила:
- Нет, и не просите! Это самый тупой, свирепый и неупраляемый учащийся. А знаете, кто его родители?
Слушать дальше не имело смысла. Мы как- то по разному смотрим на детей. Вернее, я смотрю- и вижу будущих инженеров, ученых и машинистов тепловозов. Хороших и дельных людей, в конце концов.
А она- будущих уголовников. Профессионал.
Ну, да ладно. Я объяснила Коле ситуацию и сказала, что теперь, когда он знает, что учиться и приятно, и просто, ему будет легко. Что после профтехучилища можно продолжить. Да и практические навыки - это новые возможности. Простенько и банально. Но мальчик был благодарен. Почему? Потому, что верил мне и гордился собой.
Окончился учебный год. И я оказалась случайным человеком в этой школе. Пора было зарабатывать деньги, а не выпрашивать положенную мизерную зарплату у другого человека, который её уже положил в свой кошелёк и искренне считал своей. Дела обстояли именно так. А по ночам я писала конспекты уроков, популяризируя материал до самого простого понятного уровня.
Я ушла из школы. Может быть, это - моё поражение. Но, если мои ученики проснулись для света и знаний, то я своё дело сделала.