Рубрика
Профи
Чудо трех измерений
В 1976 году в голливудском фантастическом фильме Ричарда хефоран “Мир будущего” впервые была использована компьютерная графика. За последующие десятилетия с развитием компьютерной техники, все большие обороты набирала и трехмерная анимация. В начале 90-х годов прошлого века эта техника зародилась и в Армении. Среди местных пионеров оказалась компания Triada.
Творческие
В студии, расположившейся в уютном собственном доме в центре города, нас встречает один из основателей и директор компании Ара. Кроме него там почти никого нет - творческая работа не подразумевает жесткого графика, к тому же за день до того коллектив в Тзахкадзоре праздновал всемирный день 3D. “Иногда в час дня в студии может никого не быть, а в 11 ночи - коллектив может живо обсуждать очередной проект”, объясняет Ара, “главное - достойно и вовремя сдать проект, а не сидеть с утра у компьютера”.
Амбициозные
Triada родилась тогда, когда странно было думать ни то, что о трехмерной анимации, а о компьютерах вообще. На дворе был 1993-й год - война, нет электричества, нет денег, компьютеров многие вообще в лицо не видели. Но это не помешало трем школьным друзьям, встретившись однажды уже будучи студентами разных вузов, решить заняться 3D графикой. “Нас было трое, у всех имена начинались на А, ну и занимались 3D. Получилось 3A, 3D… Слово Триада (3-ADA) напрашивалось само и, кстати, отражало суть нашего союза”, вспоминает Ара, “Нам крупно повезло, так как мы попали в уникальную для тех лет IT компанию Aragast Ben”. Ребята, амбициозные не по годам, просто пошли в офис компании и сказали: “Mы будем у вас заниматься 3D анимацией, зовите нас Triada”. Как ни странно, реакция оказалась положительной и тройка начала свою деятельность в стенах Aragast. К сожалению компания быстро распалась, но ребята многое переняли у этой компании. Например: как надо создавать крепкий и дружный коллектив.
Одержимые
И все же, трудно представить, как в те годы можно было серьезно заниматься 3D графикой. Ответ прост: “У нас была какая-то одержимость. К сожалению, сегодня у начинающих аниматоров я этого не вижу. Даже у тех ребят, которых мы сами учим. Возможно, все дело в доступности, которая, можно сказать, губит всю романтику. Ведь сегодня можно очень легко купить хороший компьютер за доступную цену, скачать программы и самоучители. А в далеком 1993, привезенная из Москвы десятая ксерокопия учебника древней 3D Studio первой версии хранилась как реликвия. Выучивали ее до дыр при свечке, так как дома не было ни компьютеров ни света. А практиковали уже перед рабочими компьютерами, создавая всякие символические образы из кубиков и шариков, на которых и ставили первые анимационные эксперименты. Одержимость и кропотливая работа позволили надеяться на успех. Даже когда первый собственный арендованный офис, находившийся на чердаке, имел размер примерно 4-5 квадратных метра, из которого один квадаратный метр приходился на отверстие в полу, через которую ребята, собственно, туда и проникали. Зато теперь Triada старейшая и крупнейшая действующая студия 3D графики в Армении. Со времен становления студии утекло немало воды, и в стране и в экономике на лицо множество положительных перемен, но тем не менее благоприятные времена для компьютерной графики в Армении еще не настали. Неудивительно, что большинство студий, которые начинали вместе с Триадой либо позже, свернули свою деятельность, либо перешли в другие сферы, оставив тяжелый и зачастую неблагодарный труд.
Ведь работы Триады нисколько не уступают работам их российских или американских коллег. Но работы такого качества вне Армении стоят в 5-10 а то и больше раз дороже.
Коллектив
Самое ценное что у нас есть это наш коллектив. Это душа студии. Каждый - яркая и неповторимая личность и именно скопление такого количества интересных, творческих и талантливых людей делает наши работы достойными внимания, а работу в студии интересной не только в профессиональном смысле. Каждый старается сделать все от него зависящее чтоб держать марку, и не раз доказывали что относятся происходящему в Триаде не просто как к работе. Чтоб работать в студии мало знания и опыта, необходимы еще и качества человека в большой буквы. Иначе не сработаемся. И я очень рад что у нас сложились такие дружеские отношения в коллективе, ведь со многими мы работаем больше 10-ти лет и вместе прошли сквозь огонь и воду.
Трехмерные
Главным источником вдохновения для Triada частенько бывали фильмы, в которых использовалась трехмерная графика. “Мы смотрели фильмы, обсуждали, пытались понять механизмы спецэффектов”, вспоминает Ара, “Например “Терминатор 2” Кэмерона или “Парк юрского периода” Спилберга. Динозавры из этого блокбастера, к слову, прекрасно смотрятся до сих пор”. Но настоящей сенсацией стал дебютный полнометражный трехмерный мультфильм студии Pixar “История игрушек”: “В то время это было просто что-то непостижимое. В первую очередь в связи с техникой. Мы покупали для нашей работы самые обычные бытовые Pentium I, тогда как все серьезные работы в мире производились на компьютерах Silicon Graphics, стоимостью в несколько сот тысяч долларов. Естественно, работали они то же в десятки раз быстрее наших. Эти машины для нас были чем-то, вроде божеств. Мы слышали, что где-то в Армении, в каком-то НИИ имеется что-то похожее, но используется как сервер…”
Может ли Triada сегодня удивить армянских любителей кино, сняв первый в истории страны полнометражный трехмерный мультфильм? Ара вкратце объясняет, почему в условиях Армении это крайне сложно: Для нас не составит большого труда получить графику не уступающую отдельно взятому эпизоду производства Pixar или тем же динозаврам Спилберга. Но для создания полнометражного мультфильма нужны десятки компьютеров и большая сплоченная и опытная комманда. И если первый вопрос упирается лишь в деньги, то со вторым - гораздо сложнее. В Армении есть немало толковых и талантливых ребят. Но дело, как ни странно, в их количестве. Для работы такого масштаба возможно придется собрать все “достойные” силы Армении, иначе результат будет компромиссом. К тому же, очень сложно найти необходимое финансирование: речь идет о миллионах долларов и нескольких лет труда высокооплачиваемых специалистов”. Похожая ситуация обстоит и с компьютерными играми.
Игроманы
Компьютеры не развивались бы так быстро, если бы не игровая индустрия. На разработку игр уходят десятки миллионов долларов (нашумевший GTA IV стоил своим создателям порядка ста миллионов), а прибыль иногда превышает кассовые сборы крупных голливудских блокбастеров. Совсем недавно военная “стрелялка” Call of Duty: MW 2 за первые пять дней продаж заработала ни много, ни мало 550 миллионов! Неудивительно, что в Триаде уже несколько лет вынашивают планы по созданию компьютерной игры. Уже ведутся работы над демо-версией проекта, чтобы было чем привлекать финансирование. Отдача от такого проекта может быть намного более ощутимой, чем от мультфильма. “Движок, который мы разрабатываем, во многих аспектах не имеет аналогов”, замечает Ара, “Это будет шутер от первого лица. Планка качества довольно-таки амбициозна - не ниже культовых аналогов Call of Duty или Crysis. Естественно мы не ориентируемся только на армянский сегмент. Игра должна быть интересна как армянину, так и корейцу или испанцу. Но армянской тематики мы обязательно коснемся. Возможно, некоторые миссии будут проходить в Карабахе”.
Танкисты
Пока основная сфера деятельности компании - реклама и телевидение. Хотя время от времени попадаются заказы на спецэффекты в кино. Последний опыт - фильм Василия Пичула (автора легендарной “Маленькой Веры”) “Застава Жилина”. Ара включает подборку кадров из фильма. На первый взгляд ничего сверхъестественного. Однако при просмотре дополнительных материалов оказывается, что только что полетевший в воздух советский истребитель - полностью сгенерирован на компьютере! Кроме пилота, разумеется. А в сцене танкового сражения в кадре только один реальный танк. “Для нас это был первый серьезный опыт в кино. По-моему, танки и самолеты получились неплохо”. К сожалению, из-за кризиса многие проекты в России были свернуты, и сотрудничество студии с российскими с кинематографистами пока остановилось.
Как бы то ни было, работа в студии кипит, новые персонажи проходят моделинг, анимацию и рендер - у 3D графики в Армении все впереди.
Справка
Студия Triada основана в 1993 году.
В 2000 в стенах студии в качестве отдельного проекта зародился новостной сайт PanARMENIAN.NET, ныне переросший в новостное агенство PanARMENIAN Media.
С 2007 при студии действует школа компьютерной графики.
Основные сферы деятельности:
- ТВ Реклама
- ТВ дизайн
- спецэффекты в кино
- Архитектурная визуализация
- Разработка программных модулей для 3DS MAX, AfterFX, Combustion
Награды:
- Аниграф 1997. (Москва) Международный фестиваль компьютерной графики и анимации
Специальный приз. Номинация “Оформление телеэфира”.
Серия заставок телекомпании “ART13”
- Аниграф 1998. (Москва) Международный фестиваль компьютерной графики и анимации
II-е место. Номинация “Оформление телеэфира”.
(I-е место не было присуждено ни одному из участников)
Заставка рекламного блока
- Аниграф 1999. (Москва) Международный фестиваль компьютерной графики и анимации
III-е место. Номинация “Оформление телеэфира”.
Серия заставок “Снеговики”
- CITA Тбилиси. Международный фестиваль ТВ рекламы
II-е место. Номинация “Корпоративная реклама”.
Серия заставок “Снеговики”
- PIXEL 2004. (Москва) Фестиваль цифрового искусства
Приз зрительских симпатий. Номинация “Оформление телеэфира”.
Оформление Общественного ТВ Армении
- PIXEL 2004. (Москва) Фестиваль цифрового искусства
Приз зрительских симпатий. Номинация “3Д Анимация”.
Серия работ “Снеговики”
- PIXEL 2004. (Москва) Фестиваль цифрового искусства
I-е место. Номинация “3Д Анимация”.
Серия работ “Снеговики”
- PIXEL 2004. (Москва) Фестиваль цифрового искусства
I-е место. Номинация “Оформление телеэфира”.
Оформление Общественного ТВ Армении
- PIXEL 2004. (Москва) Фестиваль цифрового искусства
ГРАНПРИ Фестиваля.
Оформление телеканалa Шохакат