Про афганских артиллеристов

Jun 15, 2013 19:24


В этом и заключается весь смысл. В течении 10-дневного курса, октября 2011 года, Миномётный расчёт АНА ни разу не произвёл ни одного выстрела. Они никогда не делали привязку, не упражнялись с вертикальной наводкой, не устанавливали ориентиры прицеливания. Хотя они тщательно и непрерывно чистили и смазывали своё оружие.

Американский сержант Стивен Швайгерт, объяснил причины такой ситуации;
«Большинство имеющегося у них оружия - русское. Включая артиллерию и всё такое. Шутка в том, что афганцы хотели, чтобы наши (американские артиллеристы) их научили. Ну там… чтобы стрелять нормально, работать с делениями и всё такое. Наши парни посмотрели на всю эту их артиллерию и говорят:
- О.К. ребята, вы говорили, что где-то у вас тут инструкции к ним были?
Афганцы такие:
- Ага!
И показывают им эти инструкции. А они, блин, все на русском! Ну и наши такие:
- Чо за….»

ФОТО JOHN WENDLE ДЛЯ ЖУРНАЛА TIME
Афганские артиллеристы во время тренировки на оперативной базе Шанк, в провинции Логар.



Научатся ли афганские артиллеристы стрелять?...
В Афганистане нет полей, которые могли бы в два счёта пересечь танковые и пехотные армии. Горы здесь являются естественной крепостью для бандформирований, наносящих молниеносные удары. По-прежнему пехоте приходится выбивать противника на этой местности, но артиллерия так же играет в этом важную роль. Год назад, афганской правительственной артиллерии фактически не существовало. Войска стран НАТО и США прилагают большие усилия к тренировкам и вооружению афганского артиллерийского корпуса, так как собираются покинуть Афганистан в 2014 году. В этом деле достигаются определённые успехи, они стали более заметны по сравнению с ситуацией 2011 года.

Тихим и жарким днём, бойцы 3-го взвода 2-го батальон 27-го пехотного полка, занимались по распорядку. Внезапно тяжёлый рокот пулемёта разорвал тишину. Кто-то закричал «В укрытие». Мы ныряем в укрытие. Далее был визг и отдалённый взрыв мины, у основания трёхсотметровой горы, выпущенной из миномёта противника. Нападавшие промахнулись мимо поста Шал, небольшой базы на пакистанской границе, в провинции Кунар.

Взвод афганских союзников открыл огонь из .50-калиберного пулемёта, сея пули по всей долине, а затем к делу подключился и миномётный расчёт. За считанные секунды, команда из трёх человек достигла своей позиции, сорвала чехол с дула самого тяжёлого вооружения поста - 82-мм миномёта, вытащила 82 миллиметровую мину и уронила её в трубу миномёта. Громкий металлический щелчок и мина ушла в небо. Секунды спустя, послышался звук взрыва, отражающийся в окрестных горах, а расчёт миномёта, стоя на цыпочках, пытался разглядеть - куда приземлилась их мина.

В этом и заключается весь смысл. В течении 10-дневного курса, октября 2011 года, Миномётный расчёт АНА ни разу не произвёл ни одного выстрела. Они никогда не делали привязку, не упражнялись с вертикальной наводкой, не устанавливали ориентиры прицеливания. Хотя они тщательно и непрерывно чистили и смазывали своё оружие.

Американский сержант Стивен Швайгерт, объяснил причины такой ситуации;
«Большинство имеющегося у них оружия - русское. Включая артиллерию и всё такое. Шутка в том, что афганцы хотели, чтобы наши (американские артиллеристы) их научили. Ну там… чтобы стрелять нормально, работать с делениями и всё такое. Наши парни посмотрели на всю эту их артиллерию и говорят:
- О.К. ребята, вы говорили, что где-то у вас тут инструкции к ним были?
Афганцы такие:
- Ага!
И показывают им эти инструкции. А они, блин, все на русском! Ну и наши такие:
- Чо за….»

Поскольку США и НАТО передают зоны ответственности своим афганским коллегам, так как выводят свои войска в 2014 году, АНА придётся справляться со всеми армейскими обязанностями самостоятельно - от логистики и эвакуации раненых, до воздушной и артиллерийской поддержки. «А в гористой местности Афганистана артиллерия очень важна» говорит стар.лей. Мэтью Берджерон, командир артиллерийской батареи расположенной на базе Monti.
«Они стали более искусными в огне на прямой наводке, но в навесной стрельбе навыки практически отсутствуют. Они не обладают способностью проводить аккуратный навесной огонь. Это проблема нехватки оборудования и знаний. Пока они не научатся стрелять по навесной траектории - они вообще не умеют стрелять».

Афганской армии придётся быстро нагонять, потому что НАТО и США скоро уйдут. Стрельба по обратным скатам - одна из основных задач в этом районе. Особенно это касается баз и блокпостов, потому что они расположены в центре чёрт- знает-чего, а это чёрти-чего кишит врагом на 360º вокруг.

Прогулка на позиции афганских артиллеристов, на базе Monti, не внушила нам уверенности. Солнышко весело освещает начищенные бока орудия, однако проступающая кое-где ржавчина видна очень отчётливо. Это гаубица Д-30, поступившая в эксплуатацию в 1963г и предоставленная Советами афганским коммунистам. Потом, в 1979г она будет применяться в войне против моджахедов.
Для чистки своего 122мм орудия, расчёт придал ему почти вертикальный угол возвышения. Сверху на гаубице верещала довольно нервная обезьяна, которую один из солдат зачем-то привязал леской к дульному тормозу. Обезьяна глядела на нас через край. По её глазам можно было понять, что ей не сладко. Расчёт ржал.

В американской части базы Monti, сидит полковник Факир Мохаммад Гундивал (командир 3-го батальона, 2-й бригады 201го корпуса Афганской Национальной Армии), заваленный бумагами и без компьютера. После уклонения от ответов на вопросы и заявив что: «У нашей армии нет никаких проблем!», полковник, который служит на переднем крае уже 30 лет, вдруг смягчился и сказал следующее:
«Это проблема нашего министерства обороны. Плохая организация. Нам нужны нужные люди, в нужном месте, в нужное время. Они могут прислать специалиста по логистике на должность артиллериста, а подготовленного артиллериста направляют служить в логистику.»

За прошедшие 18 месяцев, войска США начали вникать в проблемы афганской армии, которые встают на пути подготовки артиллеристов. Они обеспечивают Кабульский Военно-Тренировочный Центр оружием, боеприпасами и инструкторами, как и формирования SFAT и STT развёрнутые на небольших базах по всей стране.

В КВТЦ артиллеристы могут пройти как 6-ти недельные основные курсы, так и 16-ти недельные офицерские курсы. В этом году центр обучит более 1200 артиллеристов, которые увеличат численность артиллерийского корпуса, образованного в 2010 году, до 2200 человек. Армия США находится в процессе закупки 194х гаубиц Д-30 для афганской армии, однако, в середине сентября 2012г, штаб-сержант Майк Уимберли, член инструкторского состава SFAT на базе Шанк сказал, что афганская армия получила всего лишь 64 орудия.

Мы на оперативной базе Шанк вместе с Уимберли, проблемы раскрываются во всей красе. Стоя за Д-30, выкрашенной жёлтой краской, расчёт рассчитывается по порядку на пушту. Артиллерист под номером пять кричит «семь». Они начинают всё сначала и на сей раз у них получается как надо. Затем, с вожделением трижды прокричав «Смерть врагу!», они впадают в организованный хаос. Роясь у своего орудия, они стараются привести его в боевую готовность за 1мин.10сек. Они расчехляют чехлы, теребят теребилки и крутят крутилки так быстро, что кисти их рук становятся невидимыми. Затем у одного номера расчёта не получается с очередной защёлкой и он просто встаёт на месте. Тут же подбегает командир, начинает орать и солдатик опять набрасывается на злополучную защёлку.
Рядышком за бруствером из гравия, афганские офицеры, которые только сегодня утром узнали как использовать прицел для привязки и как просчитывать дугу траектории полёта снаряда для навесной стрельбы, учат этому других офицеров и сержантов. Один из офицеров делает себе шпаргалку в наладоннике. Большинство афганцев не умеет читать, не говоря уже о чтении карт и проведении тригонометрических вычислений. Хотя в Афганистане нет нехватки образовательных учреждений, в которых преподаются эти дисциплины.
«Некоторые из них, если дать им карту, не смогут показать - где был их дом. Но если вы дадите им карту местности, они начнут использовать её, чтобы таки показать - где они живут.» объясняет Уимберли. «В зависимости от того уровня, на котором они сейчас находятся, им нужно уметь читать и писать. У них уходит много времени на вычисления. Это самая долгая часть. А задержки в артиллерийских вычислениях - приводят к тому, что в реальном бою пехоту обходят и она гибнет.»
Помимо трудностей с обучением математике через переводчика, есть трудности и поважнее; Американским инструкторам пришлось объяснять афганским офицерам то, что у них постоянно должны быть свежие карты района боевых действий и данные разведки, чтобы они не жахнули по ошибке по гражданским, или своим, которых они не видят на обратном скате.

«Артиллерийское мастерство быстро теряется. Его нужно постоянно тренировать. Этим ребятам нужно тренироваться в четыре раза больше чем сейчас, потому как если они не тренируются, они делают ошибки. Артиллерия - это прежде всего безопасность. Потому что когда мы стреляем, то на другом конце всегда кто-то есть.» говорит Уимберли.

Инструкторы SFAT проводили тренировки с афганцами пять дней в неделю, на протяжении восьми недель. Похоже, уроки начали впитываться. Собственно это им необходимо. Навесной огонь играл важнейшую роль ещё во время вооружённого противостояния Советов и моджахедов, так и будет происходить далее. Когда США и НАТО уйдут, афганцам придётся всё делать самостоятельно.
К тому же у них нет выбора. «Если раньше афганцам что-то было нужно, то мы просто давали им это. Потому что это было легче, чем заставить их сделать это самостоятельно. Теперь мы как бы выбиваем из-под них стул и им придётся встать. Я думаю - это то, что им нужно.» говорит Уимберли.

Афганцам вроде бы понятно новое положение дел и они реально воспринимают условия, в которых они окажутся после ухода американцев. Когда командира расчёта гаубицы Д-30 сержанта Насраллу спросили; предпочёл бы он новую, продвинутую американскую гаубицу с баллистическим вычислителем?, он ответил:
«Я уверен, что их орудия могут прицельно бить на дальние дистанции, но по мне так лучше эти, потому что они очень простые в эксплуатации.»

Над головой раздаётся шум боевых вертолётов. Уимберли перестаёт наблюдать за очередной тренировкой афганцев. Сквозь шум винтов и металлические звуки тренировки он кричит
- Я чувствую, что они научатся. Время всё расставит по своим местам. Потому как потом в атаку будут ходить не американские военные, а их собственные. Не будет американских артиллерийских батарей, они сами будут поддерживать своих. И то что мы сейчас постепенно от них отходим, всё больше и больше приучает их к этой мысли.

Оригинал статьи

Хихикалки, Несмешно

Previous post Next post
Up