необычно, в свежем номере Вопросов теологии вышла
статья* тоже на тему теодицеи. автор рассматривает один из вариантов - теодицею потаенного Бога, разработанную Джоном Шелленбергом. но меня в статье заинтересовало толкование Ноговицына истории с Иовом. вот небольшая цитата из статьи, с которой я нахожу согласие, хотя сам автор ее оспаривает:
Иов требовал объяснений, Бог их не дал, но Иов почему-то снимает свои требования. Финал можно понимать как описание мистического опыта, снимающего необходимость теодицеи, что равносильно признанию невозможности рациональной теодицеи как таковой.
интересно, автор пытается встроить поведение Иова в скептический теизм Шелленберга. при этом это встраивание ведется по ономастическому пути (да, даже история с тетраграмматоном у Неопалимой купины автором задействуется!). автор формулирует ономастическую апофатику: Бога не может выразить ни одно имя. и если друзья Иова пытались выразить Бога через имя "справедливость", то Бог своими ответами показывает Иову, что он не сводим ни к какому имени (привет ономатодоксам!).
т.е. Бог открывает Себя, сокрывая.
*Зайцев И. Н. Теодицея потаенного Бога: постановка вопроса // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, № 2. С. 284-296.