Первый аккумуляторный завод "Тюдоръ" завод "Ригель" \ 2021

Mar 06, 2022 23:20



«Тюдоръ» - первый аккумуляторный завод в Российской Империи. Сегодняшний материал вновь будет посвящён одному из дореволюционных заводов Петербурга. А поводом послужило сообщение о возможном скором сносе этого исторического объекта.





Небольшое введение.
Сегодня это предприятие носит название «Ригель». Предприятие с более чем столетней историей. Как и сто с лишним лет назад завод занимается производством аккумуляторов. Это был первый в Петербурге аккумуляторный завод. И как головное предприятие в отрасли, в 1924 году обзавёлся собственным научным институтом, который расположился на территории завода. Как и многие предприятия «Ригель» переживал не простые времена. Профильное производство ужалось уступив часть площадей разным арендаторам. Исторически первые дореволюционные корпуса завода «Тюдоръ» расположились на берегу реки Карповки близь Свято-Иоановского женского монастыря, который был воздвигнут примерно в те же годы. В первые годы сов. власти и далее историческая часть была "взята в кольцо" новыми корпусами развивающегося завода. Научный институт расположился в одном из новых корпусов, которые протянулись сплошным кольцом в рамках ул. Пр. Попова - ул. Даля - и набережной Карповки. Таким образом получился завод в заводе, старый в новом, а исторические корпуса были спрятаны в самом центре. Таким образом и учитывая, что завод десятилетиями был закрытым предприятием, его историческая часть была малоисследована.
Вообще исследование этого завода напомнило мне исследование завода «Канат». У этих объектов оказалось много общего. Материал будет состоять из нескольких разделов: историческая информация, обзор текущей информации и осмотр объекта.

Историческая часть.
К сожалению история этого завода ранее рассматривалась поверхностно и информации не так много. Но немного найти удалось.

В конце XIX в. Аптекарский остров представлял собой наполовину дачную местность, наполовину город, то есть соответствовал одному из требований полиции к местности, где размещались богадельни и приюты. На территории участка по адресу ул. Профессора Попова, 38 лит. И расположено здание бывшего Александровского приюта для арестантских детей. Официально приют открылся в 1869, в год пятидесятилетнего юбилея Общества попечительного о тюрьмах. Содержался Санкт-Петербургским мужским комитетом Общества, с 1893 - Санкт-Петербургским мужским благотворительно-тюремным комитетом. (Грибанов, Лурье, 1988, с. 50).

На карте наш завод находится в рамках улиц Песочная, Грота и р. Карповки. Часть ул. Грота и Сурский переулок в последствии становятся внутризаводскими дорогами. Ул. Песочная переименовывается в ул Пр. Попова.
Согласно информации сайта "Оборонпром" адресация предприятия с годами менялась так: г. СПБ Сурский пер., 3 (1909г.); г. Петроград ул. Грота, 6 (1915г.); ул. Гоголя, 6 (1919г.), ул. Профессора Попова, 38 (1919г.); г. Ленинград ул. Песочная, 40 (1920-е); ул. Грота, 6 (1935г.); ул. Песочная, 38; (197022 г. Ленинград, П-22) 197137 г. Ленинград, П-137 ул. Профессора Попова, 38 (1941; 1957-86г.); п/я 495 «Заряд» (1941-86г.) /193376 (197022, 197137) г. СПБ ул. Профессора Попова, 38.



План города. Суворин, 1912г.

Одним из промышленных предприятий, открытых на острове непосредственно на территории участка был завод «Тюдор», открытый в августе 1897 года на Песочной ул., 40 - филиальное предприятие одноименной фирмы в Берлине, принадлежавшей двум крупнейшим германским электротехническим монополиям. В списке акционеров нового завода русские подданные не значились. В течение многих лет «Тюдор» монополизировал производство аккумуляторов в России (Грибанов, Лурье, 1988, с. 55).



Исторические этапы развития завода:
1897 г. Основано Акционерное общество Русских Аккумуляторных заводов "Тюдоръ". Корпуса 1900-1913 годов постройки.
1908 г. Получено от государства монополия на выпуск аккумуляторных батарей для подводных лодок.
1919 г. завод АО «Тюдор» национализирован и подчинен Отделу электротехнической промышленности ВСНХ.
1920 г. Государственный аккумуляторный завод N1.
1921 г. Образован первый в государстве аккумуляторный трест.
1924 г. Переименован в завод "Ленинская Искра" и первая в государстве Центральная аккумуляторная лаборатория (НИАИ «Источник»).
1928 г. Освоено серийное производство первых отечественных аккумуляторов для электрокаров.
1930 г. Освоено серийное производство первых отечественных аккумуляторов для электровозов.
1951 г. Освоено серийное производство щелочных аккумуляторов.
1955 г. Освоено массовое производство никель-железных аккумуляторных батарей для железнодорожных вагонов.
1971 г. Освоено серийное производство серебряно-цинковых аккумуляторов большой емкости для торпед.
1992 г. Образовано Акционерное общество "Аккумуляторная компания "Ригель".



На снимке 1940 года завод с северной стороны всё ещё ограничен улицей Грота.



Но уже в 1960е годы северный участок земли до улицы Даля застраивается новыми корпусами завода.



К 1980 году планировка завода практически полностью сформирована. При этом видно, что часть прежних корпусов была снесена в пользу строительства новых.



Состояние пром. комплекса на 2015 год. Жёлтыми стрелками я отметил ракурсы фотофиксации состояния фасадов корпусов на ноябрь 2021 года.



В 2006 году завод "Ригель" выпустил каталог продукции с историческими сведениями.



Обзор текущей информации.
Ещё в 2014 году интернет СМИ "Канонер" сообщило о реконструкции одного из исторических корпусов завода. Речь, шла о корпусе завода по адресу ул. Пр. Попова д.38 лит. И. По некоторым сведениям в этом корпусе в советское время была заводская столовая. Но изначально это здание 1893 года постройки было Александровским приютом для арестантских детей, а позже отошло заводу. После реконструкции 3х этажного здания появился четвёртый этаж.
В 2019 году всё то же СМИ сообщило о завершившемся судебном процессе между заводом и городом в пользу первого. Судебный спор заключался в виде разрешённого использования земли завода. Сообщалось о намерении собственника завода перевести зем. участок под жилую застройку. Однако город в лице соседствующего монастыря при поддержке правительства города смогли добиться включения зем. участка завода в перечень зеленых зон общего пользования, что делало невозможным застройку. Но Верховный суд в итоге встал на сторону собственника завода. "Генплан Петербурга отнес землю «Ригеля» к зоне многоэтажной жилой застройки. Причем соседние участки в нее не входят: монастырь располагается в деловой зоне, а аккумуляторный институт на улице Даля - в промышленной." [СМИ Канонер]. И наконец в 2021 году сообщается , что КГИОП  одобрил проект жилого комплекса на месте завода "Ригель". Примечательно, что в 2017 году умер основной акционер и руководитель завода Юрий Быстров, а в 2020 году его дочь правопреемник Екатерина продала акции завода ООО «Инвестиционная компания „Евроинвест“» и Tellus Group. Таким образом, здесь может быть возведен жилой комплекс от Euroindest Development., полагает СМИ "Канонер" . Речь как раз об участке земли в исторической части завода. Однако есть вероятность, что "редевелопмент" затронет и территорию института по границе улицы Даля. Подробнее о хитросплетениях сделки на этой территории можно почитать в статье СМИ "НСП"  и "Фонтанка ру". При этом по данным КГИОП на территории завода нет памятников  или выявленных объектов культурного наследия. Хотя на территории есть исторические корпуса завода "Тюдоръ" и здания приюта.



Более того в 2020 году было проведено археологическое обследование с целью проведения ГИКЭ земельного участка. Ничего не обнаружено.



А это визуализация проекта застройки исторической части завода.



Осмотр объекта.
Главная проходная и КПП со стороны ул. Пр. Попова. На территории сейчас много разных арендаторов. Поэтому свободно заходим через проходную.



На одном из корпусов на территории висит удобная схема пром. комплекса с нумерацией корпусов. Эту внутризаводскую нумерацию и будем использовать. Кроме нумерации на схеме обозначены заштрихованные корпуса НИАИ «Источник», которые огорожены отдельным забором. Кстати корпуса 23(историческая котельная) и 50(позднее) уже снесли.



Плакат - схема территории с заводской нумерацией.

Составил список годов постройки корпусов по данным из разных источников.



Рядом с проходной имеется военный мемориал, который я увы забыл сфотографировать т.к. сразу же направился к выбранному арендатору. Поэтому заимствую фото мемориала с сайта "Викимапия".



Но оказалось, что у арендатора выходной. Поэтому решил прогуляться по территории и посмотреть местные красоты. Дорога вдоль южного фасада к2.



Заходим во дворик между к2 и 19. И тут внимание сразу привлекла водонапорная башня к37. На схеме обозначена "В". На переднем плане частично обрушенный к3.



А это лесенка уже в к2. Тут тоже разные арендаторы и склады.



Корпус 37, 17, 2.



То же в обратную сторону.



Корпус 17 и площадка ранее снесённого корпуса 23 (одноэтажная котельная). В правом объёме виден след от основания дымовой трубы, которую снесли намного раньше.



Фотографии снесённой исторической котельной сохранились в археологическом обследовании 2020 года.



Снесённая в 2020 или начале 2021 года котельная крупным планом. В этом месте в рамках экспертизы проводилось шурфирование.



А это северный (или дворовой) фасад корпуса 2.





Корпус 12 - эл. подстанция.





Очередной взгляд на башню пробудил непреодолимое желание её исследовать. Благо удобные наружные лесенки тут на каждом шагу. Далее процесс прохода заброшенного корпуса 3 и подъём на башню с периодическими видами из окон.



Второй этаж к3.





Впереди слева виднеется надстроенный корпус детского приюта.





Поднимаемся на третий этаж.



Тут скорее всего располагались вент. установки и вытяжка.



Вид во двор через дыру в стене. Тут частично видны корпус 19. Корпуса 4 и 1. Поднимемся на самый верх, и будет лучше видно.



В конце этажа есть проём в башню. И лесенка на самый верх.





Внизу два этажа. Есть спуск.



На первом этаже два небольших заброшенных помещения.



Возвращаемся. У стены чугунная труба. Видимо она тянулась от водонапорного бака, которого тут уже нет.







Почти самый верх. На башне устроена площадка МПВО.















С башней всё. Спускаемся во двор. Дымовая труба корпуса 18.



А это отгороженный НИАИ «Источник», корпус 29.



Корпус 1, западный фасад.



Это часть улицы Грота, которая проходит по территории завода.



Западный торец корпуса 2.



Площадка между корпусами 33 и 43. Справа отгороженная территория НИАИ «Источник», корпус 43.



Между к13 и к18а.



Справа к22, далее к2 и 1.



Заходим в к36. Тут две лестницы и обе открыты. Раньше тут располагалось аккумуляторное производство, а теперь помещения сдают в аренду.



Дверь на чердак оказалась не просто не заперта, а снята с петель и прислонена к проёму.



Длинный и извилистый чердак.



Немного видов с крыши... Корпуса 29, 33, 18, 50, 18а.



Корпуса 1, 2, 37.





Идём до следующего смотрового окошка. Вид на двор с другого конца крыши.









"Три в одном": корпуса завода "Тюдоръ", "Ленинградский дом молодёжи" (который планируют сносить в сл. году) и вдалеке Лахта-центр (самая высокая новостройка Питера).



Дошли до дальней лестницы. Есть свет.



Тут дверь тоже не заперта. Наконец спускаемся во двор.



Корпус 36.





Корпус 2 в сторону проходной завода.



И путь к проходной на выход.



Собственно на этом и всё. Правда один участок я так и не успел посмотреть в тот день. А именно проулок между корпусом 31-39-10-14 и корпусами 41, 27, 4,15. Но зато записал небольшое видео восхождения на башню для тех, кто любит динамичную картинку:
Часть 1 vk.com/video-90647268_456239046
Часть 2 vk.com/video-90647268_456239047
Если ситуация не изменится, то завод возможно начнут сносить в 2022 году. Поэтому у вас ещё есть возможность посетить это интересное и красивое предприятие с большой историей.

завод Ригель, завод Тюдор, Аккумуляторный завод

Previous post Next post
Up