Литейно-механический завод «Знамя Труда», больше известный как Ленинградский Карбюраторный имени Куйбышева - это одно из старейших и крупных машиностроительных предприятий Ленинграда. Завод основан в 1929 году и продолжает свою работу по производству широкого ассортимента авто комплектующих.
«История предприятия начинается с 20-х годов прошлого столетия. 12 декабря 1929 г. Согласно постановлению Ленинградского Совнархоза в состав треста «Знамя труда» был включен чугунолитейный завод жилсоюза, находившийся на ул. Самойловой г. Ленинграда. Завод был переименован в чугунолитейный завод «Знамя труда» № 4, а позже стал называться Ленинградским карбюраторным заводом. Одновременно с организацией карбюраторного завода при тресте «Знамя труда» было создано автотракторное бюро.» [Ист.:
topsys.spb.ru;
spbarchives.ru]
«В 1930г. на Ленкарз были созданы первые опытные образцы отечественного карбюратора. В 1931г. было произведено уже 27 тыс. штук, в 1932г. - 73 тыс. Уже в 1933 г. этот завод выпустил более 150 тыс. карбюраторов, что положило начало освобождению СССР от импорта данной продукции.» [Ист.:
topsys.spb.ru;
spbarchives.ru]
«Все автомашины и тракторы, выпущенные в СССР за годы предвоенных пятилеток, оснащались карбюраторами ленинградского завода. Ленинградский карбюраторный завод (ЛКЗ, Ленкарз) являлся головным предприятием в отрасли по выпуску различных автомобильных и мотоциклетных карбюраторов, топливных приборов для пусковых двигателей тракторов. Кроме того, завод производил пневматические стеклоочистители, насос-форсунки для двухтактных двигателей-дизелей, арматуру для автотракторной и мотоциклетной промышленности СССР, а также соответствующие запасные части для многомиллионного парка машин, в нашей стране и за ее пределами.» [Ист.:
topsys.spb.ru;
spbarchives.ru]
«С 1946г. производились карбюраторы для легковых автомобилей «Москвич». Все появлявшиеся в 50-60е годы новые легковые автомобили «Победа», «Запорожец», «Волга», «Чайка» также комплектовались карбюраторами производства Ленкарз. В 1950 году коллегия министерства и ЦК профсоюза присвоили предприятию звание «Лучший завод в области изобретательства». 26 января 1951 года ЛКЗ присвоили звание «Завод коллективного стахановского труда». В 1979 году за заслуги в развитии автомобильной и тракторной промышленности страны и достижение высоких производственных показателей в десятой пятилетке завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.» [Ист.:
topsys.spb.ru;
spbarchives.ru]
«В состав объединения входили: Ленинградский Ордена Трудового Красного Знамени карбюраторно-арматурный завод им. В.В. Куйбышева (головное предприятие); Ленинградский завод автомобильной электроарматуры «Авто-арматура». Предметом деятельности объединения являлся выпуск карбюраторов, электроарматуры. Объединение состояло на хозяйственном расчете и являлось юридическим лицом. В 1999 году предприятие получило название «Топливные системы» и осталось продолжателем традиций Ленинградского карбюраторного завода. С того же 1999 года продукция предприятия носит имя торговой марки PEKAR.» [Ист.:
topsys.spb.ru;
spbarchives.ru]
Комплект ремонтный для карбюраторов - один из видов продукции ЛКЗ.
Почти у любого крупного предприятия была непрофильная продукция - «ширпотреб». На ЛКЗ это были различные оловянные солдатики в наборах
по моделям скульптора Льва Самсоновича Разумовского и даже игрушечные утюжки. Это связано с обширным литейным хозяйством на предприятии.
На заводе была своя многотиражная газета и система наград и поощрений.
Основные вехи в истории предприятия:
Государственный чугунолитейный и механический завод "Знамя труда" № 4 (1929-1932)
Ленинградский карбюраторно-арматурный завод (1932-1935)
Ленинградский карбюраторно-арматурный завод им. В. В. Куйбышева (1935-1993)
ПО Ленинградский карбюраторно-арматурный завод им. В. В. Куйбышева (1969-1993)
АООТ "Карбюраторный завод им. В. В. Куйбышева" (1993-1996)
ОАО "Карбюраторный завод "Пекар"" (1996-1998)
ООО "Топливные системы" (1998-н.в.)
ООО ПО "Пекар" (2005-н.в.)
Сегодня предприятие продолжает работать. У него есть
свой сайт,
видео ресурс и даже
сообщество в соцсети. На сайте представлен
каталог продукции. В 2019 году завод снят короткий
рекламный ролик . В этом же году
завод посетил известный блоггер-карбюраторщик Наиль Порошин.
Каталог продукции на 2022г.
А ещё завод полюбился художникам. Вот, например приятная работа
Константина Васильева.
В мае 2024 года
СМИ сообщили о возможной застройке завода жильём. При этом не уточняется, что будет с действующем предприятием. Оно переедет на другое место или его просто ликвидируют. Сколько таких было ликвидировано в последние годы в нашем городе...
Эти тревожные новости побудили меня как можно быстрее посетить завод и понять текущую ситуацию. Как и на многих заводах, тут тоже есть арендаторы. Поэтому пройти на территорию не составляет труда.
Со стороны ж\д путей имеется ответвление на завод. Но эту ветку уже давно не используют. Не те масштабы производства.
Корпуса вдоль улицы Самойлова. Вид с улицы Салова.
Корпус заводоуправления. Но вход в него со двора. Двери с улицы давно закрыты.
КПП и проходная по соседству.
Как видно по обилию почтовых ящиков, арендаторов тут не мало. Чтобы рабочие не выносили продукцию, имеется рамка-металлодетектор.
Сразу за проходной имеется стенд с планом территории и обозначениями корпусов. Очень удобно! Собственно этот стенд видно даже с улицы через КПП. Так, что секретов тут уже давно нет.
Тут же у забора военный мемориал. Спасибо заводу за заботу о памятниках!
Проходим мимо литейного корпуса.
Тут небольшой сквер перед корпусом заводоуправления.
И памятник революционеру Куйбышеву. Завод носил его имя с 1935 по 1996 годы.
Уютно тут сидеть под яблоней...
И наблюдать за котиками и суетой завода.
Зайдём в один из корпусов.
Часть помещений пустуют...
Местами сохранилась и старая отделка интерьеров. Это всегда приятно для исследователя.
В этом корпусе действующее производство. Большая часть корпусов тут занята под профильное производство, завод ещё жив и это радует!
Один из цехов в этом корпусе.
А тут уже сборка и упаковка...
Пройдя через уютные и живописные заросли, выходим прямо к сердцу завода - красавице котельной. Как говорит моя хорошая знакомая Валентина Лелина: жизнь завода кипит вокруг дымовой трубы.
Парит и пыхтит...
Напротив котельной вот такой корпус. Видимо ранняя советская постройка с поздними пристройками.
Ближе к улице Салова стоит большой Инженерный корпус. Его сдают как офисный центр.
Вполне чистое и приятное место.
Осмотр отхожих мест это уже традиция. Тут всё очень хорошо.
Осматривая территорию, зашёл в ещё один открытый корпус.
Тут немного грязнее...
Выход на крышу оказался открыт из-за сломанных петель. Видимо был утерян ключ и дверь сломали слесаря и не стали чинить. Зато с этой крыши неплохой вид на территорию.
Корпус столовая.
Выглядит словно заброшенное, но это не так. Просто неухожено. Внутри кипит работа станков.
Вот такой он - краткий взгляд на карбюраторный завод. Будем наблюдать за его судьбой.