В 2018 году я с товарищем уже
бывал на этом заводе. Тогда мы смогли посмотреть один из больших корпусов завода. В этот раз я вновь поехал за завод с надеждой посетить исторические корпуса.
Сперва немного про корпус, который в итоге удалось осмотреть. На данном плане это длинный корпус №2 у реки на восточной части территории. Этот корпус ещё до революции был перестроен. В советское время этот корпус занимал цех №2, который производил бытовую радиотехнику. А начиналось всё в далёких 1800х годах, когда на этом месте был устроен «винный городок».
Изначальный вид этого корпуса.
В 1869 году участок передан патронному заводу. Так в бывших винных складах было устроено производство. Вскоре там заработал Васильевский гильзовый завод под руководством штабс-капитана Василия Николаевича Загоскина.
В 1873 году трубочный цех был преобразован в трубочный завод, а патронный завод был переведён на Выборгскую сторону. В 1892 году это отделение было преобразовано в Трубочно-инструментальный завод, который с 1890 года назывался Трубочным заводом и находился в непосредственном ведении Главного артиллерийского управления.
В 1924 году завод был переименован в «Ленинградский трубочный завод им. М. И. Калинина» (ЛТЗ), в 1926 году перешел в ведение Патронно-трубочного треста ВСНХ СССР. Во время войны, в условиях блокады Ленинграда на заводе создавалось новейшее по тем временам ракетное оружие, после битвы под Москвой получившее название «катюша». В советское время две площадки завода соединил подземный туннель под Уральской улицей.
Из всего комплекса исторических построек статус памятника был присвоен только 6 зданиям. А перестроенное ещё до революции здание склада винного городка статус памятника не получило. Но новый собственник обещал его сохранить и отремонтировать.
Однако 12 февраля 2022 года историческое здание всё же начали сносить.
Теперь вернёмся в 2020 год и прогуляемся по этому самому длинному корпусу . Ещё с
2018 года, когда я был на этом заводе со своим товарищем Юрой, я помнил что есть возможность свободно зайти на завод через ворота со стороны набережной. В этот раз как и два года назад ворота были открыты и через них ездила разная строительная техника. Вот только рабочих было гораздо больше. Шла активная стадия ремонта большого советского корпуса и строительство новых строений. Зайти через открытые ворота и затеряется в этой суете было легко.
Проходя по территории к дальнему длинному корпусу, обратил внимание на другой исторический корпус. К этому времени его уже почти полностью отремонтировали. Это было очень приятно.
В дальней части территории у набережной рабочие собирали старинные кирпичи на паллеты. Это кирпичи от снесённых ранее корпусов лишённых статуса памятника.
Тат же рядом стоят ещё заброшенные корпуса.
А это наш длинный корпус, цех №2. Вид со двора.
На этот раз тут уже почти все двери были открыты. Можно было свободно пройти внутрь.
Первого же помещение порадовало стариной - кирпичные своды Монье, клёпанные стальные балки, чугунные литые колонны...
Первый этаж. Торец корпуса со стороны реки Смоленки.
Далее идём в центральную часть корпуса через арочные кирпичные своды.
В корпуса две лестницы. Одна из них, ближняя к Смоленки.
Тут некое импортное оборудование. Возможно дореволюционное.
Ещё один неопознанный агрегат.
Корпус по всей длине разделён несколькими поперечными стенами с тремя арочными проёмами.
В поперечных стенах вдоль стены имеются маленькие проёмы для трансмиссии валопровода. Это дореволюционная система передачи движения от привода к машинам. На фото в верхнем правом углу виден элемент этой системы.
А это вторая лестница. Видимо парадная. Сразу поднимемся на второй этаж.
Вид из окна во двор. Там кипит работа.
Второй этаж.
В одном из помешенный видимо было обрушение свода перекрытий. Возможно эхо войны. Поскольку выше уже чердак по перекрытие не стали капитально восстанавливать, а просто положили стальной проф. лист.
Местами встречались фирменные рекламные плакаты и календари завода.
В одном из помещений перекрытия были усилены специальными тягами.
В конце второго этажа большой зал во всю ширину корпуса. Возможно тут был сборочный цех.
И на последок поднимаемся на чердак.
Тут встретился небольшой возможно дореволюционный клёпанный водонапорный бак.
В вент. камерах встречался привод на плоских шкивах. По виду это ранее советской или даже дореволюционное оборудование. Т.к. в советское время уже обычно применяли не плоские шкивы, а клиновые.
Противоположный, северный торец корпуса.
Через дыру виден городок рабочих.
На этом пожалуй и всё. Под завершение несколько панорам.