«Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Третьяковская галерея на Крымском валу.
Dec 06, 2013 20:43
Здравствуйте! Набрела на ваше сообщество. Принимаете отзывы о своих выставках?
Оригинал взят у simplyzet в «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Третьяковская галерея на Крымском валу. Фантастическая выставка! Взрывная, яркая, сочная, пробуждающая и радующая посреди осеннее-зимней хандры. Наталия Гончарова - изумительная художница, с настолько позитивным мировосприятием и щедрым даром, что мощная энергетика ее картин пронизывает насквозь и заряжает оптимизмом на долгое-долгое время. Во всяком случае, я была уже две недели назад, но приятное послевкусие, и даже восхищение, никуда не делось.
Несколько слов об авторе. Имеет славу одной из ярчайших звезд русского авангарда и самой дорогой русской художницы. Родилась в 1881 году, дворянка, в родстве с женой Пушкина Натальей Гончаровой и математиком Пафнутием Чебышевым. Начинала творить в России, в первом десятилетии XX века. Это бурный и плодотворный период в становлении русского авангарда, в который Гончарова вместе со своим мужем Михаилом Ларионовым, также известным художником-авангардистом, внесла немалую лепту.
Ее работы становятся известны в 1908 - 1910 годах после участия в трех выставках «Золотое руно», где они были представлены наряду с полотнами Сезанна, Гогена, Ренуара, Пикассо и Матисса. В конце 1910 года 33 ее картины занимают видное место на выставке «Бубновый валет», в 1912 году 54 работы участвуют в следующей авангардистской выставке «Ослиный хвост». В 1913 году проходит персональная выставка художницы, на которой экспонируются уже более 750 ее работ. В 1914 году на пике славы Гончарова оформляет для Дягилева постановку «Золотого Петушка», благодаря чему через год пара перебирается в Париж для постоянного сотрудничества с «Русскими сезонами». Больше они в Россию не возвращаются. Прожила художница долгую и плодотворную жизнь и умерла в Париже в 1962 году.
Выставка огромна - организаторы выставили около 400 работ художницы, охватывающих период с 1907 по 1959 год. Ценна эта экспозиция еще и тем, что удалось собрать воедино несколько изумительных полиптихов, части которых сейчас разбросаны по разным городам России и Франции. Сопоставимой по масштабу выставки Гончаровой не было целое столетие - с персональной ретроспективы 1913 года. Несмотря на сменяющее друг друга влияние различных стилей, школ и течений, творчество Гончаровой абсолютно уникально и узнаваемо. Это яркая смесь, в которой соединились и русские традиции лубка и иконописи, и западные откровения импрессионизма, и идеи авангардных течений кубизма, футуризма и лучизма.
Выставка разделена по тематическому принципу, пойду так же. А так как я под впечатлением, проиллюстрирую щедро)) Русский период. Пейзаж - вроде бы и камерный по настроению, но с живой, сочной, притягательной цветовой палитрой.
1920-1922. Цикл «Купальщицы» (на левой стене). Источник
И еще одна авангардная тема Гончаровой - лучизм, направление, основанное ее мужем, проходит через всю ее жизнь. Начав в 1910-х, она пишет в этом стиле и полвека спустя.
И, наконец, испанский цикл. Впервые побывав в Испании в 1916 году, Гончарова очаровывается и вдохновляется образом женщины в мантилье на долгие годы. Этот образ она пишет многократно, и он претерпевает эволюцию от кубизма до неоклассики, но не теряет своей прелести и притягательности. Один из центральных элементов экспозиции - чудесный полиптих «Испанки», собранный воедино впервые после 1926 года, и еще несколько дивных работ.
Вот небольшая часть представленного на этой замечательной выставке. Но, конечно, надо ходить, смотреть и пропускать всю эту энергию через себя. Очень рекомендую, благо еще есть время - выставка открыта до середины февраля.