Вот два интересных TED выступления про то, как работает голова у маленьких деток.
1. Патриция Кул рассказывает о том, как в период между 6 и 8 месяцами дети учатся распознавать звуки "своего" языка, и игнорировать звуки чужих языков.
Она описывает интересный эксперимент: если с 6 до 8 месяцев с младенцами регулярно общаются носители постороннего языка (в эксперименте это был китайский), то детки учатся распознавать фонемы и этого языка тоже. Но такой эффект дает только живое общение - ни аудио-записи, ни просмотр видео не влияют на способность ребенка к узнаванию звуков "чужого" языка.
Для тех, кто этот период пропустил (ну не приехали к вам вовремя родственники из Китая), есть повод не расстраиваться. В самом начале видео показывают график успешности освоения новых языков, и в общем, все, что происходит до 7 лет имеет вполне приличные шансы на успех.
http://www.ted.com/talks/patricia_kuhl_the_linguistic_genius_of_babies.html(Как грустно, что по возрасту я нахожусь уже в последней графе этого графика. С другой стороны, мне в последнее время регулярно рассказывают о том, как чей-то дедушка владел семью языками, а бабушка - пятью. У меня есть подозрение, что чем большим количеством языков владеет человек, тем выше шанс того, что следующий будет освоен успешно. Кто-нибудь что-нибудь про это знает?)
2. А вот нежно любимая мной
Элисон Гопник рассуждает о пользе растянутого во времени детства у людей и у воронов, и делится наблюдениями о сходстве маленьких детей и ученых.
Мальчик, который пытается понять, как работают фигурки - моя новая любовь.
Гопник, к сожалению, доступна только на английском, а вот Кул перевели даже на русский.
Приятного просмотра!