Искусство КНДР

Dec 20, 2010 22:52

Все хотел написать о выставке северокорейского искусства на «Винзаводе»: что мне в этом не нравится? Мы ничего не знаем о существовании в КНДР другого искусства; мы видим, что это искусство сервильно, а по технике исполнения превосходит советский соцреализм (и этим, может быть, подкупает эстета: тут тебе и фотореалистический китч, и множество иллюстраций к понятиям нормативности, канона - северокорейские художники очень, очень старательны). Показать такое можно только безоценочным жестом: оценки здесь излишни. У тех, кто представляет себе, как живут люди в Северной Корее, картинки с выставки вызовут, может, и небольшой, но ужас - в том числе и тем, что, скорее всего, большинство населения принимает эти картинки за точное отображение действительности. Не следует обманываться, думая, что все там только и ждут, как освободиться от тоталитарного строя, - скорее всего, большинству такая возможность не приходит в голову. И, конечно, на этот ужас осознания рассчитана выставка. Это ее второе дно. Но здесь же прекрасная инсталляция Кулика, которая - высказывание совсем другого порядка. И Кулик готов поместить это высказывание в окружающий контекст, низводя его до уровня обслуживающего дизайна. И посмотреть на все это приглашают северокорейского посла. И касочки вот эти будут своего рода карго-посланием в КНДР.

И все это можно оправдать какой-нибудь из логик - например, исследовательской. По словам Владимира Сорокина, «тоталитаризм - это такой диковинный цветок, который очень редко цветет».

Северную Корею ждет когда-то жуткий, концентрированный культурный шок, почище, чем в России начала 1990-х. И место стремительного увядания «диковинного цветка» и расцвета новых, не таких диковинных, но крепких и живучих, будет одним из самых интересных и страшных на свете. И неизбежность этих потрясений еще вынудит с тоской вспоминать о семье Ким и таких понятных футболистках, забивших гол темной фигуре империалистического гражданства.

кэжуал, корейпросвет

Previous post Next post
Up